22 марта президент Казахстана президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев на своей странице в Twitter сообщил казахстанцам о поручении касательно принятия "конкретных мер" по недопущению урона жизненным интересам населения в районах, где ожидаются паводки. Неделей ранее замминистра внутренних дел РК Юрий Ильин сообщил о том, что подразделения ведомства вручили акимам 88 населенных пунктов предписания о неготовности к паводковому периоду. В их числе – Алматинская, Карагандинская, Акмолинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Костанайская и Актюбинская области. Пока акимы регионов, выполняя поручение президенты, проводят масштабную работу по предотвращению паводков, самое время вспомнить, как ее осуществляют прочие страны мира. Редакция Toppress.kz выбрала в качестве объектов исследования три страны – Америку, Китай и Индию.
Соединенные Штаты Америки.
История борьбы с паводками в Америке берет начало в середине 50-х городов – именно тогда были разработаны и предложены нестроительные меры для снижения уровня ущерба от наводнений. В свою очередь, Правительство США в 1969 году ввело Национальную программу страхования от наводнения (NFIP), в которой объединились субсидированное страхование от наводнений и требования к сообществам-участникам для регулирования землепользования в пойме (часть речной долины, затопляемая во время паводков – прим.ред.) . На сегодня около 20-30 процентов граждан Америки, проживающих на территории поймы, участвуют в названной программе.
Названные действия действительно помогли предотвратить серьезные ущербы от наводнений и паводков, которые периодически происходят в Америке. Несмотря на это, ежегодный ущерб от названных природных катаклизмов увеличивается – так, к концу ХХ века он увеличился в четыре раза по сравнению с его серединой. Это связано со вторжением людей в зону поймы и освоение ими земель вверх по течению – строительство объектов и повседневные действия населения не идут на пользу природе.
Каким образом в Америке управляются водные ресурсы?
Расхожее мнение "предупрежден – значит вооружен" как нельзя лучше подходит для характеристики американской системы управления водными ресурсами. Так, правительство страны собирает, хранит и распространяет огромное количество данных для осуществления интегрированного управления наводнениями. Например, Американская Геологическая служба (USGS) предоставляет базовую информацию о национальных водных ресурсах и работе гидропостов на большинстве рек США. Исследованием охвачено 84 участка в низовье реки Миссисипи и ее притоках, а также 406 участков в верховьях реки Миссисипи и ее притоках (за исключением Огайо и Миссури. Помимо этого, отдаленно действуют инженерные войска, которые проводят мониторинг на отобранных гидропостах в бассейне реки Миссисипи для использования данных в процессе управлении водными ресурсами. Еще одна организация – Национальная администрация по океану и атмосфере (НАОА) осуществляет прогнозы погоды и половодья, опираясь на имеющиеся исторические данные.
В основном государство делает упор на координацию работ на местах и разработку законодательных актов, касающихся противопаводковых мероприятий.
Меры по уменьшению ущерба от паводков и наводнений.
Одним из наиболее популярных способов борьбы с наводнениями в США является водоспуск
— это гидротехническое сооружение с отверстиями, служащее для опорожнения водохранилища, промыва донных насосов, а также для пропуска эксплуатационных расходов воды в нижний бьеф (участок реки или канала между двумя соседними плотинами или шлюзами, – прим.ред.).
Имеется два вида:
• трубчатый водоспуск находится в теле бетонной плотины;
• тоннельный водоспуск применяется в земляных и каменных плотинах и располагается в основании плотины или в обходе.
Китайская Народная Республика.
Борьба с паводками в Китае осуществляется в основном посредством строительства противопаводковых сооружений. Меры по борьбе с паводками регулируются на двух уровнях: речного бассейна и региональном. В них входит – строительство водоемов для регулирования паводков, их поддержания и сохранения, снижение пика паводка в верховье реки, реконструкция речного русла, укрепление плотин для регулирования и расширения маршрута паводка.
С 1949 года в Китае на различных уровнях создаются штабы, офисы, организации и целевые группы по борьбе с паводками. Наиболее крупные из них:
– 7 июня 1950 года создан Центральный Штаб по борьбе с наводнениями при Государственном Совете;
1993 год – Государственный Штаб по борьбе с наводнениями и засухой при Государственном Совете. Он состоит из ответственных за паводки министерств и бюро, имеющий целью вести и организовать вспомогательную работу по борьбе с наводнениями и засухой.
Помимо этого, постепенно создавались Штабы по борьбе с наводнениями на реках Хуанхэ, Янцзы, Сунгари и Хуайхэ, также существуют офисы по борьбе с наводнениями в отдельных областях страны и отделах правительства.
Ответственность по проведению мероприятий по борьбе с наводнениями возложена на управления каждого бассейна реки или административным единицам. Помимо всего вышеназванного, штаб по борьбе с наводнениями также несет ответственность за охрану водных ресурсов и объектов гидроэлектроэнергетики.
Таким образом, борьба с паводками в Китае ведется в полном соответствии с законами и постановлениями. Она ведется по принципу целостного планирования, создания интенсивных планов и принятие во внимание всех факторов, предотвращающих паводки. Работа по борьбе с паводками планируется всесторонне, осуществляется на различных уровнях и объединяет бассейновое управление с региональным управлением бассейнов рек или областей.
Индия.
Индия в борьбе с паводками придерживается мнения, что в ней в первую очередь именно государство ответственно перед народом .
Таким образом, Правительство Индии инициировало и составило План действий при чрезвычайных ситуациях, касающийся природных бедствий, включая наводнение. Документ устанавливает обязанности каждого отдела Правительства и неправительственных организаций. Помимо этого, в Индии работает Национальный Комитет по кризисному управлению во главе с Председателем группы кризисного управления. В 1999 году Министерство сельского хозяйства создало Комитет по подготовке плана по борьбе со стихийными бедствиями. Данный план был признан всесторонним и образцовым, и включил в себя национальный, государственный и окружной уровни.
Помощь при паводках и наводнениях оказывается местными органами, но вспомогательная программа инициируется на основе детальной оценки ущербов, при специальных вспомогательных фондах.
1) Национальный Фонд по борьбе с бедствиями – денежные средства для него выделяются государству после того, как бедствие было определено как широкомасштабное.
2) Вспомогательный Фонд по борьбе с бедствиями функционирует для борьбы с любыми бедствиями. Денежные средства для Вспомогательного Фонда по защите от бедствий ежегодно выделяются Правительством и управляется государством.
Кроме этого, Правительство Индии реализует Проект ЮСЭЙД (Агентство США по международному развитию, – прим.ред.) по борьбе со стихийными бедствиями. Данный проект включает в себя прогноз наводнения и картографию его наплыва, местные штормы и наводнения, коммуникации прогноза и так далее.