Законы об онлайн-платформах регулируют их деятельность с целью обеспечения безопасности, справедливости и защиты интересов пользователей. Эти законы могут включать в себя различные аспекты, в зависимости от конкретных потребностей и особенностей страны. Одна из основных задач закона может быть борьба с мошенничеством. В интернете каждую минуту происходят различные мошеннические действия. Законы могут устанавливать правила в отношении предотвращения мошенничества, включая обязательства проверки личности, меры безопасности платежей и механизмы обеспечения безопасности для пользователей.
Еще одной немаловажной задачей закона является регулирование вопросов налогообложения для обеспечения справедливого участия платформ в налоговой системе страны. Эти меры призваны создавать более прозрачную и ответственную среду для всех участников рынка и обеспечивать сбалансированное взаимодействие между платформами, пользователями и другими сторонами.
Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» в Казахстане понадобился для того, чтобы вывести на качественно иной уровень взаимоотношения Министерства культуры и информации как уполномоченного государственного органа в сфере информации с администрациями крупнейших социальных сетей. Также есть вероятность, что это поможет защитить граждан от «буллинга в социальных сетях, фактов оскорблений, от деятельности финансовых пирамид и других подобных проблем». Об этом мы поговорили с юристом Интерньюс в Казахстане Ольгой Диденко.
Зачем нужен был отдельный закон для блогеров, когда есть закон о СМИ и Налоговый кодекс?
В различных странах принятие отдельных законов, касающихся деятельности блогеров, может быть обоснованным ввиду изменений в медийной сфере, цифровых технологий и общественных требований. Этому способствует и специфика деятельности блогеров, которая отличается от традиционных СМИ. Блогеры могут создавать контент на индивидуальной основе, не обязательно представлять официальные новостные организации, и использовать более индивидуальные подходы к коммуникации с аудиторией. Блогеры часто создают контент, который отражает их собственные мнения, личный опыт и стиль. Их подход к созданию контента может быть более индивидуализированным и аутентичным по сравнению с традиционными СМИ.
Закон о СМИ больше распространяется на традиционные масс-медиа и, конечно, охватывает информационные сайты, однако на деятельность блогеров и пользователей социальных сетей он не распространялся. Но нельзя сказать, что вообще не было никакого регулирования. Все-таки есть общие нормы, которые можно применить к пользователям социальных сетей и мессенджеров, это и нормы Гражданского кодекса, Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.
Одной из целей закона является выведение всех доходов популярных блогеров из серой зоны, с помощью введения маркировки онлайн-рекламы, таким образом, они будут включаться в налогооблагаемую базу как доход. Кроме этого, законопроект содержит правовые понятия блогер (инфлюенсер), онлайн-платформа, пользователь онлайн-платформы. Совсем новых норм в принятом законопроекте немного, это:
– Определение блогера (инфлюенсера), его права и обязанности
– Требования о маркировке онлайн-рекламы, однако без детализации и механизма исполнения данного требования. Предполагается, что МИОР РК разработает подзаконный акт, регулирующий вопросы онлайн-рекламы. Однако ответственность за нарушение этого требования не предусмотрена.
– Определение пользователя онлайн-платформ, их права и обязанности
– Процедура подачи и рассмотрения жалоб пользователями
– Право требования удаления ложной информации, предусмотрена административная ответственность (штрафы) за распространение ложной информации.
Как блогеры относятся к новому закону?
Отношение блогеров к законам об онлайн-платформах может быть различным, и здесь нет единой позиции, так как мнения блогеров часто индивидуальны.
Некоторые блогеры опасаются, что законы об онлайн-платформах могут вмешиваться в свободу слова и выражения. Они могут считать, что законы могут привести к цензуре и ограничениям на создание контента. Блогеры часто ценят свою независимость и творческую свободу. Они могут воспринимать дополнительные правила и обязательства, налагаемые законами, как ограничение их творческого процесса.
Есть еще одно опасение, что законы, предполагающие дополнительные требования и обязательства для блогеров, могут создавать сложности в монетизации и управлении своим контентом. Это может затруднить получение дохода от рекламы и спонсорских соглашений.
Как отметила специалист, запросы от блогеров по разъяснению тех или иных норм есть. Однако, реализация закона представляется проблематичной, так как большинство норм носят декларативный характер и не имеют механизма их исполнения. Например, это такие нормы, как «Требование о автоматизированного перевода интерфейса на казахский язык», «Требования улучшения систем модерации пользовательского контента и алгоритмов искусственного интеллекта» или «Право на удаление ложной информации и т.д.»
Закон не содержит какие-то требования о регистрации или других формах разрешительных процедур для онлайн-платформ, однако предполагает, что в случае нарушения требований по взаимодействию онлайн-платформ с МКИ РК, «уполномоченный орган вправе ограничить их деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан».
Это тоже не является новой или «работающей» нормой. Понятно, что ограниченная юрисдикция не позволяет диктовать условия работы крупнейшим онлайн-ресурсам, поэтому принятый законопроект не изменит ситуацию в блогосфере. Тем более, что данные требования по оперативному взаимодействию с МКИ РК не распространяются на мессенджеры, включая телеграм-каналы.
В случае выявления противоправного контента законному представителю онлайн-платформы будет направлено уведомление о необходимости его удаления. В законе прописан какой именно контент противоправный. Но что, если возникнет спорный вопрос?
Правовые нормы, которые касаются онлайн-платформ (соцсети и мессенджеры), их взаимодействие с МИОР РК и реагирование на их запросы на удаление материалов ил блокировку аккаунтов, не являются новыми, а были приняты ранее в рамках поправок по защите детей от кибербуллинга, а именно:
- Обязанность для онлайн-платформ назначить своего представителя для взаимодействия с МИОР (если количество пользователей на территории РК составляет 100000 чел. ежемесячно)
- Введение реестра таких онлайн-платформ и их представителей
- Обязанности оперативного реагирования на запросы от МИОР РК по удалению контента или блокировке («рассмотреть запрос в течение 24 часов после его получения»)
- Обеспечить подачу и эффективное рассмотрение жалоб на контент и т.д.
Таким образом, эти поправки были изъяты из Закона об информатизации[1] и стали частью нового законопроекта об онлайн-платформах, но не являются новыми нормами. Да, в случае публикации контента, которые МКИ РК оценивает как запрещенный или ложный, он направляет уведомление, которое должно быть рассмотрено в течение 24 часов. Если собственник-онлайн платформы не согласен с уведомлением, то от отправляет ответ в МКИ с аргументацией; если согласен – то исполняет данное уведомление.
Наказание за фейковые новости
Штраф за фейковые новости – больше, как мера административной ответственности. В некоторых случаях блогеры могут быть подвергнуты юридической ответственности, вплоть до судебного разбирательства, особенно если их деяния приводят к серьезным последствиям. В некоторых случаях блогерам могут запретить публикацию фейковых новостей, а социальные платформы могут заблокировать или удалить их контент или аккаунты. Одним из страшных наказаний может быть и общественное порицание. Блогеры могут также столкнуться с негативными последствиями в виде общественного осуждения и потери репутации. После чего им сложно будет реабилитироваться, заниматься творчеством и монетизировать свой блог. Все вышеупомянутые пункты могут негативно отразиться на творчестве блогера, но и не надо забывать, что статья «Распространение заведомо ложной информации» все еще остается в УК РК.
Есть опасения, что закон могут трактовать не верно и будет идти прессинг на блогеров, с целью жесткой цензуры
Существуют опасения, что закон может использоваться для цензуры и ограничения свободы слова, включая деятельность блогеров. Прессинг на блогеров с целью жесткой цензуры может представлять серьезное нарушение свободы слова и выражения мнений. Такие действия могут быть направлены на ограничение критики, подавление оппозиционных голосов или преследование тех, кто высказывает неудобные для власти мнения.
Мониторинг деятельности блогера на онлайн-платформах
Это сложная задача, организовать мониторинг всех, кто пишет активно в социальных сетях и имеют стабильную аудиторию. Предположительно Центр анализа и информации МКИ РК будет проводить мониторинг социальных сетей. Для того, чтобы блогеру было понятно, как проводится сам процесс мониторинга, в первую очередь необходимо убедиться, что мониторинг осуществляется на законном основании и с уважением к правам человека. Правила мониторинга должны быть прозрачны и четко определены в соответствии с законодательством. Не помешает понять критерии для мониторинга деятельности блогеров. Эти критерии должны быть объективными, прозрачными и согласованными с целями закона об онлайн-платформах. Поэтому необходимо каждому блогеру и инфлюэнсеру, ведущему активный онлайн-образ жизни изучить закон. Ни в коем случае, мониторинг не должен нарушать принципы справедливости и равенства. Никакая дискриминации на основе пола, расы, религии, политических убеждений или других характеристик не должна стать причиной блокировки онлайн-платформы, и тем более, наказания блогера. И, конечно, у блогеров всегда есть возможность обжаловать решение, вынесенное на основании закона.