Комитет общественного согласия Министерства общественного развития Республики Казахстан 8-9 ноября провел семинар, посвященный вопросам религии, передает корреспондент Toppress.kz.
В течение двух дней члены региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религии работали по теме "Эффективность информационно-разъяснительной работы по вопросам повышения религиоведческой грамотности населения". Кроме этого, эксперты дали объяснение всем процессам, что происходят в данный момент в религиозной сфере Казахстана – государственно-конфессиональных отношениях внутри страны, социально-культурологических контекстах соотношения светскости и духовности, и, главное, какая работа ведется государственными органами по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
В числе спикеров семинара – председатель Комитета общественного согласия Балгабек Мырзаев, руководитель отдела Международного Центра культуры и религий КОС МОР РК Дианна Есенова, профессоры и доценты ведущих казахстанских университетов, а также эксперты в области религии и межконфессиональных отношений.
По мнению лекторов и тренеров, семинар – острая необходимость, причем в первую очередь, как некое подведение проведенной членами ИРГ работы. Причем, что важно, осуществленный анализ удач и ошибок позволил выработать совместными усилиями новые методы и приемы по противодействию любым радикальным действиям. Особый плюс работы Комитета – то, что он перестал акцентировать внимание на крупных городах Казахстана, и в последние несколько лет обратился к регионам – районным центрам, селам, деревням и так далее. Отныне члены ИРГ не выступают за количество, они считают, что необходима индивидуальная работа с каждым, чтобы в будущем никто из радикально настроенных граждан не вернулся на путь, нарушающий не только юридические, но и морально-этические законы.
Начальник отдела исследования религиозных объединений Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии КОС МОР РК Новикова Галина подчеркнула важность индивидуальной работы в своем выступлении.
Хочу отметить, что прошло совсем немного времени, но, тем не менее, уровень работы информационно-разъяснительных групп стал намного выше, а специалисты стали ответственнее. Несколько лет назад мы говорили о массовости – чем больше охват, тем лучше результат, то последние два года делается упор на работу с каждым человек. Чем меньше аудитория, тем быстрее мы можем донести до каждого присутствующего то, что мы хотели бы сказать. С маленькими аудиториями возникает личностный контакт – до каждого человека доносится то, что они хотели бы услышать – ответы на наиболее волнующие их вопросы. В большой аудитории не всегда возможно достучаться до лектора и до слушателя тоже, – сказала спикер.
Специалисты ИРГ передавали свои знания, отвечая на самые «наболевшие» и злободневные вопросы, которые неизменно возникают в течение любой разъяснительной работы.
Выступающие старались акцентировать внимание на вопросах, неизменно связанных с современностью – так, руководитель отдела Международного Центра культуры и религий КОС МОР РК Дианна Есенова рассказала о влиянии блогеров на религиозную сферу Казахстана. По ее словам, корень проблемы состоит в том, что о религии сегодня, благодаря развитию современных технологий, пишут все – как специалисты, так и люди, не обладающие глубокими знаниями в названной сфере. В погоне за популярностью и «хайпом» пользователи социальных сетей, не анализируя ситуацию, выносят вердикт. Причем, что важно, подводятся итоги на основе их субъективного мнения, эмоций и впечатлений. А, как известно, в силу того, что религия – это очень особенная тема, подходить к которой нужно крайне осторожно, она и не допускает субъективного подхода. Но не только блогеры и простые пользователи соцсетей наносят урон в деле понимания религиозной ситуации – журналисты также, в погоне за громкими заголовками и популярностью производимых материалов, допускают не совсем корректные поступки. Из их числа – ситуации, когда кричащий и привлекающий внимание заголовок не соответствует основному тексту. По мнению Дианны Есеновой, только искоренение религиоведческой и религиозной безграмотности поможет исправить ситуацию.
Не вникая особо в ситуацию, человек написал пост, и ушел со страницы на восемь часов, а его строки начинают набирать обороты, появляются комментарии, люди начинаются спорить и даже оскорблять друг друга. То есть основная проблема состоит в том, что, в силу своего незнания, человек дает неправильную оценку, и это вызывает негатив. Основная задача членов ИРГ поэтому – научиться правильно реагировать на тот или иной материал в религиозной сфере. Как правильно комментировать и разъяснять, писать и доносить свою мысль – всему этому я учу на семинарах, подобных сегодняшнему мероприятию, – подчеркнула спикер.
На вопрос аудитории о том, какими именно путями можно искоренить религиозную безграмотность (религиоведческая – термин, обозначающий специалистов, не обладающих теми или иными знаниями по теме, – прим.ред.), Дианнна Есенова дала одну основную рекомендацию.
Я считаю, что бороться с религиозной неграмотностью следует внутри семьи, начинать с нее, то есть. Когда я провожу семинары с молодежью, я сначала задаю им один стандартный вопрос: вам объяснили дома, что такое ораза и пасха? И из аудитории в 100-150 человек только шестеро обыкновенно поднимают руки. О чем это говорит? Мы жарим шелпеки, печем и освящаем куличи, но на этом, как правило, наша религиозная грамотность заканчивается. Если ребенок спросит нас об истоках этих праздников, почему надо поступать именно так, а не иначе, вряд ли мы сможем дать ему четкий ответ, – поделилась советом специалист.
По ее словам, если в семье не выстроен грамотный диалог, ребенок за ответами отправится в Интернет, который наполнен не только правильными ответами, но и радикальной информацией, что еще более страшно, чем просто неграмотный подход.
Один из примеров негативного влияния Интернета на религиозную грамотность – случай, произошедший летом в одной из мечетей Атырауской области. Мужчина во время проведения пятничного намаза не выговаривал, а выкрикивал слова молитвы, мешая имаму и всем присутствующим. Во время разбирательства в суде он рассказал, что учился намазу по приложению, которое скачал в Интернете, и поступал в соответствии с его рекомендациями.
По мнению Дианны Есеновой, многое в деле религиозной грамотности зависит от атмосферы, царящей в семье. Проводя многолетний анализ, и беседуя с приверженцами деструктивных религиозных организаций, она пришла к выводу, что из семьи, в которой царят доверительные отношения, не выходят радикалы и экстремисты. Если в семье принято озвучивать проблемы, если в ней главенствует культура духовности – причем не только в религиозном, но и в светском смысле – между людьми, живущими в такой атмосфере, никогда не воспитается радикально настроенный человек.