В Актюбинской области располагается учебный аэродром Военного института Сил воздушной обороны. Здесь, ежегодно свои первые полеты совершают молодые курсанты военного института. Первые полеты для ребят являются важным экзаменом для их дальнейшей карьеры, ведь именно после них они начинают самостоятельно управлять в небе воздушным судном. О том, как проходят учебно-тренировочные полеты и с какими трудностями могут столкнуться молодые военные летчики в небе, выясняла корреспондент Toppress.kz.
Ежегодно у молодых людей, после второго курса, проходит летная стажировка. Примечательно то, что к моменту выпуска будущие летчики имеют около 100 часов налета.
Перед тем, как допустить курсантов к самостоятельному полету, они осваивают теорию и материалы по самолету, именуемому Л-39. Летчики, которые на протяжении многих лет бороздят небесные просторы называют его "летающей партой". Л-39 подготовлен для того, чтобы обучать кадетов и летный состав техническим навыкам пилотирования в простых и сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью. Помимо этого, для них проходит обучение принципам боевых действий, которые направлены на перехват воздушных целей визуально и действиям по наземным целям. Вместе с этим, курсанты сдают зачеты по курсу наземной подготовки и уже после приступают к вывозной программе.
"За плечами уже три года учебы. Институт дает огромный багаж знаний, моральной и физической закалки, которые применяются на практике в воздухе. Я выбрал фронтовую авиацию. Говоря о первом полете на Л-39, сложно описать его словами. Буря эмоций, красота, скорость ни с чем не сравнимы.На данный момент на самолете у меня 14 часов 47 минут налета. Aero L-39 Albatros-чешский истребитель-тренажер производства компании Aero Vodochody. Первоначально он был спроектирован в конце 1960-х годов, а первый серийный самолет был выпущен в 1971 году. Самолет до сих пор используется в качестве тренажера некоторыми военно-воздушными силами по всему миру. Он считается реактивным самолетом второго поколения из пяти существующих поколений истребителей. Некоторые страны даже использовали тренажер в качестве легкого штурмовика. В 1996 году производство L-39 было прекращено. За эти годы в общей сложности 44 страны эксплуатировали этот самолет. В настоящее время в частных руках находится 255 L-39, а в 2002 году он начал участвовать в гонках в реактивном классе на воздушных гонках Рено. Мы все с большим с уважением относимся к данной технике, поскольку мы понимаем, что иметь в качестве обучающего оборудования истребитель-реактивный тренажер – это большая редкость и удача", – поделился впечатлениями курсант Максим Сидоренко.
Будущие летчики, помимо знаний об устройстве двигателя и конструкции самолета, должны изучить документы, которые регламентируют летную работу, инструкции по действию в особых случаях. В этом курсантам помогают опытные пилоты-инструкторы.
"Это является первым шагом к освоению авиации в целом. Для каждого курсанта самостоятельный вылет – знаменательный день. В перспективе он сможет получать допуски к следующим этапам на простой, сложный пилотаж, полёты по маршруту, в облаках, на малой высоте, боевое применение по наземным и воздушным целям", – отметил капитан Антон Дайнеко.
На сегодняшний день, пять курсантов из двадцати одного стали обладателями долгожданного допуска и были допущены к первому самостоятельному вылету, еще восемь человек проходят практику.
"Задолго до того, как молодые летчики садятся в вертолет, они проходят специальный обучающий курс подготовки на земле. Прежде всего, это изучение теории, а уже после этого полученные знания курсанты отрабатывают готовность подняться в небо на специальном тренажере, где отрабатывают каждое свое действие до автоматизма. Все это необходимо для того, чтобы при возникновении экстренной ситуации, летчик мог оперативно принять решение, которое не станет угрозой для его жизни и для жизни других людей", – рассказывает инструктор Военного института майор Вадим Чубачук.
По его словам, в небе не бывает мелочей. Как только летчик поднимает воздушное судно в небо, он несет ответственность не только за себя, но и за тех, кто остался на земле.
О том, насколько сложно управлять вертолетом, мы спросили у Бауыржана Сабырбаева, который является курсантом второго курса. Несмотря на свой статус, Бауыржан имеет пятьдесят часов налета, тридцать из которых – самостоятельные.
Наш собеседник рассказал нам о своей любви к небу, а также о том, что путь к мечте был долгим и трудным.
"О небе я мечтал с детства, постоянно читал книги о летчиках, смотрел разные фильмы, в школе основной упор делал на физику и математику, так как знал, что именно эти предметы важны при поступлении. Мой папа стал моим первым наставником на пути к моей мечте, сейчас он полковник запаса", – рассказал Бауыржан.
Каждый курсант армейской авиации обучается на вертолете Ми-8, который называют «рабочей лошадкой». Именно Ми-8 стал базовой моделью для модификации современных вертолетов. На данный вертолет установлены современные двигатели, и он является одним из распространенных в мире транспортным воздушным судном. Вертолет Ми-8 вмещает себя до 24 человек, и является рекордсменом по количеству модификаций. По некоторым данным количество модификаций достигает сотни.
Попав в кабину вертолета можно увидеть множество рычагов и кнопок, каждая из которых несет особую функцию. Наш собеседник продолжает рассказ о вертолете. С легкостью он рассказывает о каждой кнопке, которая есть в Ми-8.
"Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта, – говорит Бауыржан Сабырбаев. С помощью ручки управления пилот может управлять вертолетом. Когда мы выполняем упражнения, связанное с ручкой управления, это в точности похоже на балансирование на острие ножа. Каждое движение необходимо делать с особой точностью и аккуратностью", – рассказал он.
20 часов, которые решают судьбу
Хорошим летчиком можно стать лишь с помощью усердия и упорных тренировок. Одними из наиболее важных в жизни любого летчика являются 20 часов полетов с инструктором. По результатам тренировочных полетов, старшие офицеры принимают решение можно ли летчику выполнять самостоятельные полеты.
"Одно из важнейших правил в небе – правильное распределение внимания. Взлетая в небо, пилот должен быть максимально сконцентрирован. Помимо этого, летчик должен соблюдать правила направления взгляда. То есть он при взлете и посадке должен смотреть на землю на расстоянии 5-15 метров перед собой. Если же смотреть дальше, то можно не заметить значительных колебаний высоты", -отметил руководитель полетов Военного института Сил воздушной обороны подполковник Нурбол Салимбаев.
Наш собеседник также рассказал о процессе доверия управления боевой машиной молодому курсанту.
"Процесс обучения курсантов к полетам является долгим. Изначально, курсанту доверяют лишь ручку управления, потом педали. Все время обучения рядом с будущим пилотом находится опытный инструктор, который способен исправить оплошность. После каждого подъема в воздух, инструктор проводит разбор полета с обучаемым. После работы над ошибками, инструктор повторно наблюдает за курсантом в небе. По истечению 20 часов полета, становится понятно, усвоил ли курсант программу, может ли он поднять и посадить вертолет самостоятельно. В случае, если будущий пилот систематически повторяет одни и те же ошибки, инструктор дает рекомендации по переводу курсанта на наземный факультет. В моей практике встречались лишь два случая, когда даже после дополнительных выделенных часов, курсант не справлялся с экзаменами в полете, и комиссия приходила к выводу о непригодности. Совершая полеты, пилот несет ответственность за себя, за своих сослуживцев, которые находятся на борту, и даже за население, которое проживает недалеко от территории совершения учебных полетов. Небо не прощает ошибок. Именно поэтому лишь те курсанты, которые сдают теорию и практику на «отлично», допускаются к управлению стальной птицей", – завершил Нурбол Салимбаев.
Таким образом, курсанты военного факультета фронтовой, армейской и военно-транспортной авиации также впервые на аэродроме в качестве практических занятий применяют знания, полученные в теории. Здесь они также получают доступ к самостоятельным полетам.
Помимо учебного аэродрома в Актюбинской области курсанты также имеют доступ к практическим занятиям в учебном центре "Жоламан", близ города Нур-Султан. Там будущие летчики проходят летную практику и готовятся стать настоящими профессионалами своего дела.
Перед тем, как получить допуск к штурвалу TL-2000 в учебном центре «Жоламан», курсанты изучают его материальную часть и тактико-технические характеристики. На земле, в ходе, так называемых наземных, полетов, до автоматизма отрабатывается каждое движение и все нештатные ситуации, с которыми летчик может столкнуться в небе.
После наземной отработки, вместе с инструкторами, на скорости до 200 километров в час, поднимаясь на высоту от 100 до 1000 метров, курсанты отрабатывают также и полетные задания, такие как: взлет, полеты по кругу и в зону, приземление. Только после полетов с летчиками-инструкторами, они могут быть допущены к самостоятельному управлению легкомоторным самолетом. В военной авиации этот рубеж обучения поэтично называют "становлением на крыло".
Осознавая тот факт, что позади десятки часов занятий на тренажерах и сотни страниц конспектов по теории, курсанты испытывают очень сильное психологическое давление, которое сопровождается волнением и большой ответственностью. Все ради того, чтобы осуществить детскую мечту и примкнуть к составу казахстанских ВВС.