Сегодня Казахстан имеет взаимовыгодные отношения с другими странами и международными организациями. С момента обретения Независимости, наша страна не только вошла в состав участников ряда организаций, но и играет в некоторых из них не последнюю роль. Подтверждением тому является участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Подробнее об этом корреспонденту Toppress.kz рассказал доктор PhD, Ассистент профессора, Руководитель программы Международное право Университета КАЗГЮУ имени М.С.Нарикбаева Абай Абылайулы.
Наибольшую активность Казахстан проявляет в рамках ЕАЭС в качестве инициатора создания этой самой организации, а также как один из основных игроков в рамках ЕАЭС. Наибольшую активность, прежде всего, Республика Казахстан проявляет в части соблюдения норм права ЕАЭС и, можно сказать, что наша Казахстан для Российской Федерации сейчас является одним из первых и основных конкурентов в рамках данной международной организации. На мой взгляд, это действительно большое достижение для нашей страны. Ведь Казахстан не только смог инициировать создание ЕАЭС, но и на одном уровне составил достойную конкуренцию такой крупной державе, как Россия. Это дорогого стоит, – отметил эксперт.
К одной из основных инициатив нашей страны в контексте Экономического Союза можно отнести Заседание Высшего Евразийского экономического совета, который состоялся 19 мая текущего года, где главной темой обсуждения выступало стратегическое развитие евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В ходе данного саммита Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выразил поддержку в пользу самой идеи принятия стратегии, дополнив ее некоторыми комментариями. Его предложение заключалось в том, чтобы учесть интересы государств-участников, в том числе, и Казахстана по обеспечению свободы товарооборота и свободы рынка услуг. То есть, предоставление свободы для оказания этих самых услуг в рамках Союза, – добавил Абай Абылайулы.
Президент Казахстана также выразил возражения касательно гармонизации и унификации законодательства в части установления правовой ответственности, заложенных в стратегии. По мнению главы государства, данные предложения приведут к противоречию с национальным общественным мнением, так как стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента. Таким образом, приведенный кейс служит ярким примером того, что Казахстан способен не принимать те или иные предложения даже в рамках международных организаций, если они противоречат государственным интересам и интересам граждан.