Какова сложность экономики Казахстана?
На устойчивость рынка труда влияют пять основных структурных фактора:
- Демографические показатели
- Экономический потенциал страны (развитие и возможности страны)
- Диверсификация экономики
- Неравенство
- Здоровье населения
На него также влияют такие циклические факторы, как образование и навыки, занятость, инновации, технологии, предпринимательство и статистика.
Возможности страны измеряются уровнем сложности экономики.
Самым распространенным и простым методом измерения экономического развития является ВВП на душу населения. Однако это чересчур упрощённый взгляд на экономическое развитие. Намного более полезным и намного продвинутым является экономический потенциал страны, – говорит Энтони О’Салливан, партнер и директор Whiteshield Partners.
Мне посчастливилось участвовать в его тренингах в рамках проекта «Подготовка отраслевых менеджеров».
По его словам, самым интересным является подход, разработанный Хаусманом и Идальго, учеными из Гарварда и Массачусетского технологического института.
Два этих ВУЗа, несмотря на то, что они являются конкурентами, совместно разработали такое понятие как экономическая сложность, чтобы измерять потенциал страны.
Экономическая сложность – это совокупность знаний, накопленные в стране, которое оказывает непосредственное воздействие на качество и количество рабочих мест.
Ученые разработали индекс и атлас экономической сложности.
Индекс сложности экономики (ЕСІ – the Economic Complexity index) измеряет накопленные в стране знания, выраженные в отраслевой структуре.
Страна имеет более высокий уровень сложности экономики, если она экспортирует широкий ассортимент (разнообразие) товаров, которые не экспортируется другими странами (не повсеместные товары).
И всё это упирается на Выявленные сравнительные преимущества (RCA).
По Казахстану выявленных конкурентных преимуществ примерно 170.
Согласно атласа экономической сложности, экономика Казахстана стала менее сложной, опустившись в рейтинге ECI.
За последние 20 лет экономика Казахстана переместилась с 43-го на 69-е место в рейтинге ECI.
Ухудшение сложности Казахстана произошло, несмотря на растущую диверсификацию его экспорта, поскольку страна диверсифицировала продукцию более низкой сложности.
А в 2020 году Казахстан занял 58-е место в рейтинге.
Первую десятку занимают такие страны, как Япония, Швейцария, Германия, Сингапур, Швеция, Южная Корея, США, Финляндия, Чехия и Австрия.
По данным вышеназванного ресурса, в 2018 году Казахстан занял 53-е место в мире по объему ВВП (в долларах США), 46-е место в общем экспорте, 61-е место в общем импорте и 69-е место согласно Индексу экономической сложности (ECI). ).
В 2018 году Казахстан экспортировал товаров на 64,1 млрд долларов и импортировал 37,6 млрд долларов, в результате чего положительное сальдо торгового баланса составило 26,5 млрд долларов.
В том же году экспорт Казахстана на душу населения составил 3,51 тысячи долларов, а импорт на душу населения – 2,06 тысячи долларов.
Основными экспортными товарами Казахстана являются сырая нефть (38,3 млрд долларов), нефтяной газ (3,13 млрд долларов), рафинированная медь (2,8 млрд долларов), ферросплавы (2,26 млрд долларов) и очищенная нефть (1,83 млрд долларов). Основные статьи импорта Казахстана: нефтяной газ (1,05 млрд долларов), очищенная нефть (1,01 млрд долларов), вещательное оборудование (883 млн долларов), упакованные медикаменты (871 млн долларов) и автомобили (701 млн долларов).
Казахстан экспортирует в основном в Италию (10,3 млрд долларов), Китай (6,41 млрд долларов), Нидерланды (6,04 млрд долларов), Россию (5,28 млрд долларов) и Францию (3,91 млрд долларов), а импортирует в основном из России (13 млрд долларов), Китая (8,71 млрд долларов), Германии (1,71 млрд долларов), Италии (1,35 млрд долларов) и Узбекистана (1,22 млрд долларов).
Что касается услуг, в 2018 году Казахстан экспортировал услуги на сумму 7,2 миллиарда долларов. В основном были экспортированы: транспорт (4 млрд долларов), личные поездки (1,93 млрд долларов), прочие бизнес-услуги (462 млн долларов), деловые поездки (329 млн долларов) и государственные услуги, не включенные в другие категории (249 млн долларов).
Основными услугами, импортированными Казахстаном в 2018 году, были прочие бизнес-услуги (5,04 млрд долларов), личные командировки (2,55 млрд долларов), транспорт (2,11 млрд долларов), строительные услуги (444 млн долларов) и компьютерные и информационные услуги (399 млн долларов).
По словам Энтони, для определения сложности экономики используется также понятие товарное пространство – это сеть, объединяющая товары, которые, вероятно, будут экспортированы. Товарное пространство можно использовать для прогнозирования будущего экспорта. Связь измеряет расстояние между товаром и всеми товарами, на которых страна в настоящее время специализируется.
По этому показателю Казахстан улучшил свои позиции. Однако, по производству текстиля и оборудования рейтинг страны ухудшилась больше всего, то есть на семь позиций.
Товарная позиция страны в настоящее время выглядит таким образом:
продукция животноводства
многосоставная продукция
текстиль
камень и стекло
драгметаллы
металлы
транспорт
овощи
Биопродукты животного и растительного происхождения
продукты питания
минеральная продукция
химическая продукция
Казахстан имеет высокий уровень специализации по следующим соединениям: оксиды и гидроксиды хрома (97,7), урановая и ториевая руда (72,6), семена льна (51,4), радиоактивные химикаты (40,5) и сера (26,9).
Специализация измеряется с помощью RCA – индекса, который отражает соотношение наблюдаемого и ожидаемого экспорта страны по каждому продукту.
Экономическая сложность зиждится на экспорте. Почему на экспорте? Потому что, если страна может конкурировать на внешних рынках с другими странами по определенному товару, внутренний рынок может быть защищён каким-то образом. Если ваша страна больше и быстрее экспортирует какой-то товар, то у этой страны имеется выявленное относительное преимущество по производству данного товара. Это означает производство и других товаров, связанных с эьтим товаром, и так далее это всё упирается в потенциал. Значит, у страны есть потенциал по номенклатуре этого товара. Смотрим именно на экспорт, потому что экспорт – это чистая конкуренция. Вы конкурируете со 186 другими странами. Это чистое проявление конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Поэтому внешнеэкономическая деятельность является прямым мерилом конкурентоспособности, если страна больше экспортирует товаров и услуг, Значит она более конкурентоспособна,- заключил Энтони О’Салливан.
Автор: Толеген Жанбота