Традиционно критическое заявление наблюдателей ОБСЕ не нужно воспринимать как оценку “недемократичности” казахстанских выборов, заявил в своем телеграм-канале казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, передает Toppress.kz.
“ОБСЕ давно превратилось в инструмент политического давления, преследующий конкретные цели.
Во-первых, критике подверглось “отсутствие реальной конкуренции”, что вполне объяснимо. У разношерстной оппозиции (национал-популистской, либеральной и олигархической) изначально не было готовых сильных кандидатов, имеющих высокий рейтинг и цельную альтернативную программу. Их не было до выборов. Из не появилось после анонса выборов в сентябрьском послании и после назначения самих выборов. Искусственно создавать себе оппозицию с помощью админстративного ресурса власть не стала, хотя “социальный запрос” (и бюджетный) со стороны ряда кандидатов присутствовал.
Во-вторых, все кандидаты не поднимали темы, которые могли бы вызвать раскол общества по национальным и социальным факторам, на что, видимо, рассчитывали наши “европейские партнеры”.
В-третьих, несмотря на высокий формат переговоров казахстанского руководства с США и ЕС, последние упорно пытаются принципиально изменить внешнеполитические приоритеты Казахстана. Токаев не так давно отметил, что нашими стратегическими союзниками являются Россия, США, Китай и Турция. Не так давно прошел успешный визит в Иран. Понятно, что трое из четверых названных союзников категорически не устраивают Вашингтон и Брюссель. Поскольку попытка государственного переворота в январе провалилась, а оспорить лидерство Токаева на досрочных выборах не удалась, то новая кампания традиционно построена на оспаривании легитимности электорального процесса.
В крайне резком заявлении МИД Казахстана содержатся такие тезисы: “страдает отсутствием объективности”, “ставит под вопрос эффективность БДИПЧ как важного института”, “содержится набор типичных для БДИПЧ ОБСЕ трафаретных и предвзятых выводов”, “демонстрируется полное нежелание воспринять развитие внутренней ситуации в нашей стране”, “голословные и неподтвержденные фактами обвинения”, “свидетельствует об отсутствии стремления к развитию долгосрочного и конструктивного сотрудничества с казахстанскими властями”.
Астана приложила и прикладывает немало усилий по обеспечению “активного нейтралитета” в условиях глобальных конфликтов и нестабильности, связанных с противостоянием одних наших стратегических партнеров с другими. И неадекватная критика со стороны западных структур никак не способствует дальнейшему конструктивному сотрудничеству с ними. На этом фоне особенно заметно, что в первый же день Токаева поздравили с победой руководители Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, КНР, РФ, Беларуси, Азербайджана, Турции, Пакистана и Ирана”, – пишет политолог.