Депутаты парламента Казахстана приняли поправки в Конституцию. В частности, одна из них касается закрепления статуса Главы государства Нурсултана Назарбаева в Основном законе страны, передает Today.kz.
“Совместная комиссия палат парламента активно работала 4 и 5 марта. От депутатов, постоянных комитетов палат, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были всесторонне рассмотрены совместной комиссией. По итогам своей работы комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат парламента во втором чтении 10 поправок”, – сообщил Нурлан Абдиров.
Депутат отметил, что 25 лет истории независимого Казахстана подтверждают глубокую продуманность и правомерность всех выдвинутых Президентом идей и принципов, которые создали прочный фундамент для формирования политически стабильного и экономически процветающего государства.
“Ведущая роль Елбасы – Нурсултана Абишевича Назарбаева, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности. Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства. В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: “2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными”, – сообщил он.
Кроме того, “в целях признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием, пункт 2 статьи 39 Конституции депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила дополнить положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие”.
“Республика Казахстан является многонациональным государством, в котором в мире и дружбе сосуществуют уже многие десятки лет представители различных религиозных конфессий. Среди верующих имеются последователи всех мировых религий За годы независимости нашей страны мы могли убедиться в том, что развитие демократических процессов в Республике Казахстан и модернизация казахстанского общества в современных условиях были достигнуты благодаря формированию и развитию в общественном сознании культуры толерантности, которая призвана сохранять гражданский мир, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, способствовать укреплению социально-политической стабильности. Особую значимость в Казахстане приобретает религиозная толерантность. Межконфессиональное согласие — это одна из высших ценностей казахстанской государственности и потому должна получить закрепление в качестве конституционной”, – объяснил Абдиров.
Депутаты также предлагают отнести к исключительному ведению сената парламента “избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению Президента”.
“Конституционное закрепление института уполномоченного по правам человека станет очередным важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, а также означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, закрепленного статьей первой Основного закона страны”, – отметил Абдиров.
По предложению депутатов, в пункт 2 статьи 41 “вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в президенты страны наличия высшего образования”. “Требование о наличии у кандидатов в президенты высшего образования соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу Президента как высшего должностного лица государства. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в президенты на уровне конституционного закона”, – уточнил Абдиров.
Кроме того, “учитывая важную стратегическую роль МВД в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства считаем целесообразным в подпункте 3 статьи 44 сохранить полномочие Президента РК по назначению министра внутренних дел”.
Депутаты также предложили пункт 3 статьи 4 Конституции изложить в следующей редакции: “Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством республики”.
“В целях усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан. В соответствии со статьей 8 Конвенции ООН “О сокращении безгражданства” от 30 августа 1961 года никакое государство не должно осуществлять право лишения гражданства, иначе как в соответствии с законом, предусматривающим и для соответствующего лица право на справедливое разбирательство дела судом или иным независимым учреждением. Совместная комиссия полагает, что объективность и беспристрастность в вопросе о лишении гражданства должны обеспечиваться именно решением суда”, – объяснил Абдиров.
Также депутаты предложили новый пункт 3-1 статьи 2 Конституции дополнить нормой о том, что в Астане может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра “Астана”, регулируемого конституционным законом.
Данные предложения одобрены депутатами обеих палат парламента.