Понятие «информационной гигиены» прочно укрепилось не только в экспертном сообществе. Об этом говорят в школах, университетах, дома и на работе. С активным развитием цифрового пространства, отличить серое от белого становится все сложнее. О том, как научиться отличать недостоверную информацию от проверенной, в обзоре корреспондента Toppress.kz.
Поскольку отрицательному влиянию недостоверной информации больше всего подвержены пользователи всемирной паутины, то работа в социальных сетях государственных и правоохранительных органов уже стала стало важной частью работы профилактики и борьбы с фейками. Рассмотрим несколько основных направлений работы государственных органов.
Повышение информационной грамотности населения в сети Интернет
Информационная грамотность становится одним из приоритетных направлений работы в интернете. Пользователи социальных сетей не изучают информацию на предмет ее исторической верности, а также признаков субъективности информации, а чаще всего даже не пытаются проверить на подлинность полученную ими информацию. Современный обыватель готов поверить в «теорию заговора» при неумении оценивать достоверность информации в сочетании с недоверием официальным средствам массовой информации – все это активирует работу пропаганды различного рода организаций в социальных сетях.
Данную проблему можно рассмотреть на примере дискредитации власти страны, которую проводят политики, уехавшие жить за рубеж или же популярные блогеры, которые называют себя оппозиционерами. С каждым днем, на различных платформах в социальных сетях появляется все больше различных видеороликов с участием указанных лиц, которые пытаются подорвать имидж власти, призывают население выходить на митинги. При этом сами агитаторы не принимают участие в навязанных ими мероприятиях.
Отсутствие информационной грамотности у населения не позволяют пользователям социальных сетей критически оценивать полученную ими информацию. Именно поэтому важно учить население так называемой «информационной гигиене», которая позволит исключить дестабилизацию общества.
Информационно-разъяснительная работа посредством официальных страниц государственных органов в социальных сетях
Средства массовой информации являются важнейшим фактором в современном обществе и играют ключевую роль в формировании общественного мнения граждан. Однако развитие социальных сетей, диктует иные правила, и все чаще пользователи сети интернет, как первоисточник используют именно социальные сети. Существенной проблемой является то, что пользователи не станут перепроверять полученную ими информацию на достоверность. Именно поэтому, необходимо публиковать на площадках средств массовой информации ссылки на официальные источники, где заинтересованные граждане могут изучить нужную им информацию.
Создание и распространение «вирусных» видеороликов в сети Интернет
Проведя мониторинг всемирной паутины, можно найти множество видеороликов с яркой инфографикой и продуманным сценарием, которые неверно трактуют информацию для пользователей. Даже проведя обширную работу по выявлению подобных видеороликов, невозможно изъять все материалы из социальных сетей. Одной из сложностей механизма распространения видеороликов, несущих запрещенный характер, является то, что невозможно остановить массовую рассылку видеоматериалов посредством различных мессенджерей.
Примеров подобных фейков очень много, так, например, во время коронавирусной инфекции антиваксеры проводили целую информационную кампанию, в которой призывали казахстанцев отказаться от вакцины. Ряд граждан верили в теорию заговора и отказывали ставить вакцины, что впоследствии снижало возможность выработки коллективного иммунитета.
Ответным ударом на распространение запрещенного контента может стать разработка и распространения «вирусного» видео с объективной и правдивой точкой зрения. При этом, стоит соблюдать правила подачи контента для рассылки через мессенджеры – идея, исполнение, посев. При создании ролика важно отталкиваться от ценностей и установок современных молодых людей, а также использовать в ролике эмоциональный фундамент – заставить зрителя удивиться, растрогать или впечатлить. После определения идеи видеоролика, необходимо его качественное исполнение. Обязательно присутствие яркой графики, внимания к деталям, а также популярных трендов на момент выхода «вирусного» видео. Последним этапом является распространение видеоролика посредством «вброса» в социальные сети, а также дальнейшем его распространении с помощью различных мессенджерей. При правильном подходе пользователи социальных сетей сами распространят необходимый видеоматериал.