Почему слово "джихад" мы слышим чаще всего от террористов, что оно на самом деле, означает и по каким принципам представители деструктивных групп вербуют людей? Об этом подробнее читайте в материале корреспондента Toppress.kz.
Идеология экстремизма и терроризма, подразумевает четкую и основательную аргументацию, так как ни один человек не может сказать, что он ведет войну против кого-то просто потому, что ему это необходимо, или он так решил. Для развязывания военного конфликта, идеолог должен обосновать свои действия, которые несут агрессивный характер в отношении кого-либо. Таким образом, в ход идет такое понятие как "джихад".
По словам арабиста, эксперта по религиоведению Марлена Муслимова, террористы применяют формулировку "джихад", поскольку это единственный термин, на который они могут опереться, чтобы обосновать свои действия.
Для того чтобы дать обоснование своим вооруженным операциям, террористы используют это понятие, однако данный термин очень объемный. "Джихад" происходит от корня "джа-худА", то есть "проявлять усердие", и не зря из этого корня вышло слово "ичтАхада", то есть "еще большее усердие", на которое требуются огромные ресурсы, как: терпение и усидчивость. И из этого слова выходит "мучтАхид" – это наставник, учитель, который совершает большой джихад, то есть проявляет большое усердие. Исходя из этого, могу сказать, что "джихад" – это не "священная война", которой пытаются обосновать свои военные действия, а огромное усердие, стремление и способность быть усидчивым, – отметил наш собеседник.
Вместе с тем, Марлен Муслимов подчеркнул, что суть создания каких-либо деструктивных религиозных групп в том, чтобы почерпнуть выгоду из корысти, в то время как цели могут быть разными.
Дело в том, что суть создания деструктивной группы не в том, чтобы сформировать людей, распространяющих добродетель, а в том, чтобы получить власть, деньги и влияние. Индивиды, создающие подобные сообщества, являются сильно мотивированными и обычно, их представляет харизматичный лидер. Все участники таких групп, концентрируются на лидере, который обязан владеть харизмой для удержания этой деструктивной ячейки. Практически все, кто входит в подобные группы, потеряны, удручены, разочарованы, изолированы от другого общества, – сказал специалист по исламу и исламским течениям.
По словам Марлена Муслимова, задача всех деструктивных религиозных групп заключается в том, чтобы изолировать человека согласно трем этапам.
Первый этап – это изоляция человека от семьи и родственников. Чаще всего лидер группы заявляет, что родители и члены семьи участника сообщества не соответствуют убеждениям группы, поэтому с ними нельзя дружить. Особенно такая тенденция распространена среди салафийских групп. Второй этап – это изоляция от привычного социума. Лидер группы убеждает участников в том, что это общество является не религиозным, не исламским, поэтому от него нужно отделиться. Третий этап – изоляция от государства. Поскольку это государство не регулируется законами Аллаха, значит, оно не является религиозным, оно в каких-то случаях подвергает гонениям братьев и сестер мусульман, поэтому от него надо отречься, – сообщил эксперт в области религиоведения.
Также, специалист отметил, что все этапы вербования связаны с тем, что существуют определенные религиозные постулаты, которые используются лидерами групп, с большими искажениями.
Например, в салафизме имеется такой принцип, как "не допускать мусульманину, состоять в дружеских отношениях с теми, кто не подчиняется Господу и его Посланнику, даже если это будут его отец или мать, брат или сестра". По мнению представителя деструктивной группы, родственники не живут как истинные мусульмане, если они не читают намаз, значит – они не подчиняются закону Аллаха, таким образом, с ними нельзя иметь никаких дел. Так, человек отрекается от своей семьи, и это первый этап. Затем идет отказ от общества. Например, раньше лидер "Братьев мусульман" – Саид Кутб говорил, что общество делится на два вида: "мУслим" мусульман и "джАхин" невеж, тем самым он отрекался от невежественного социума. И сейчас данное выражение широко распространено в салафийских движениях, и конечно же, люди поддаются этим словам и отказываются от общества, – прокомментировал он.
Как пояснил эксперт в области религиоведения, что заключительный третий этап формируется из аятов Корана, которые требуют основательного толкования, так как их чрезвычайно искажают.
Обычно берется отрывок из аята, в котором, например, все должно регулироваться согласно Божьим законам, и те, кто не следуют законам Господа, являются неверными. Однако следует обратить внимание, что слово "неверный" ("кафир") часто заменяется другим словом, к тому же следует четко понимать, где тот, или иной аят можно применять, а где нет. Поскольку некоторые аяты используются в частных случаях, между двумя людьми, а некоторые только в межгосударственном отношении. И поэтому люди начинают отказываться от своего государства, мотивируя это тем, что его страна живет по закону, написанному другим человеком, а не по Божьему, – отметил наш собеседник.