Проблем в туристической сфере огромное количество – они всем известны, но при этом остаются нерешенными из года в год, сообщил в своём Telegram-канале “ Toppress.kz.
“Складывается мнения, что туризм в Казахстане если и развивается, то не благодаря, а вопреки действиям и бездействиям правительства и местным органам власти. Впрочем, акиматы в некоторых регионах, вроде бы, что-то делают, но, когда вникаешь в тему глубже, то это происходит либо «для галочки» и отчета о выполнении плана, либо из материальных интересов отдельных чиновников. В этом плане речь идет не только о взятках за открытия какого-либо туристического, но и о том, что тендера в этом направлении зачастую выигрывают близкие к работникам акиматов структуры.
Проблем в туристической сфере огромное количество – они всем известны, но при этом остаются нерешенными из года в год. Это и отсутствие инфраструктуры, и не оправдано высокие цены, и низкий уровень сервиса, и те же плохие дороги, в конце концов”, – написал политолог.
По его словам, такая ситуация отпугивает не только иностранных туристов, но и самих казахстанцев, которые по разным причинам предпочитают отдыхать в своей стране, а не за рубежом.
“Отдельная категория – так называемый «исторический туризм». Он сравнительно развит только в нескольких регионах и по большей части связан с паломничеством к святым местам. То есть, люди будут ехать туда в любом случае и при любой погоде. Это Туркестан, мечеть Бекет-Ата, мавзолеи Карахана, Айша-Биби и так далее. Но надо учитывать, что подобные места есть у нас практически в каждом регионе и даже в каждом районе, но они известны только местным жителям, хотя имеют общенациональное историко-культурное значение. О них практически ничего не знает большая часть казахстанцев, не говоря уже об иностранных туристах”, – добавил эксперт.
Едилов отметил, что многие подобные святыни содержатся в основном только за счет местных энтузиастов и редких меценатов.
“Есть и обратные ситуации. Хотел бы привести пример, который меня до сих пор волнует, как уроженца Маңғыстау. Это ситуация вокруг урочища Бозжыра. Я уже как-то писал об этом, но повторюсь. Там можно было сделать прекрасный туристический объект мирового уровня, а инвестор готов был вложить около 34 миллиардов тенге. Но тут появились «алматушечники», которые никакого отношения к региону и его жителям не имеют, подняли вой в соцсетях, а местная власть и во главе экс-акима области (ныне сенатора) просто «сдулась», не сумев провести нормальную разъяснительную работу, отстоять проект. Получается, что они просто “закопали свою голову в песок”.
Что-то подобное произошло с курортом на Кок-Жайлау, хотя тут можно хоть оправдать антикурортников тем, что они географически к нему имеют отношение. Были некоторые проекты по туристическим объектам в ВКО (Катон-Карагай) – там тоже были проекты по улучшению туристической инфраструктуры, но он также не было доведен до конца. Ничего не слышно о развитии историко-культурного туризма в Ұлытау, много чего говорили про такое в Жетісу, но как-то все сдувается и остается только на бумаге или в речах-обещаниях. Поэтому непонятно, куда уходят миллиарды бюджетных средств, которые вливаются в туристическую отрасль. Причем, по идее, можно было бы больше, но точечно, целенаправлено и так, чтобы за каждый тенге чиновники несли персональную ответственность, как за дело государственной важности”, – написал он.
Кроме того, политолог подчеркнул общеизвестность того, что можно получить до 10 долларов прибыли на каждый вложенный доллар в туристическую деятельность.
“Более того, один турист может обеспечить работой (пусть даже сезонной) до дюжины человек. Это менеджеры гостиниц и таксисты, экскурсоводы и работники общепита, переводчики и владельцы лошадей. Больший «выхлоп» можно получить на изготовлении сувениров и национальных предметов обихода. Причем, речь идет не только о дорогих или сравнительно дорогих седлах и деревянной посуды, штучных и авторских работ, но и о простых и дешевых мелочах в виде магнитиков, брелков, чехлов на смартфоны и так далее. Кстати, значительная часть таких сувениров изготавливается в Китае, Кыргызстане и Узбекистане. Даже стыдно становится перед зарубежными гостями”, – заключил он.