Казахстанскому банковскому сектору следует уделять больше внимания онлайн банкингу, а также выходить на рынки других стран. Такие рекомендации дают известные экономисты для дальнейшего развития банковской системы после пандемии, передает Toppress.kz.
Карантин разделил банки на две категории – те, кто могут работать онлайн, сохраняя функционал, и те, которые в онлайн режиме могут работать только на 30-40% от своих услуг, рассказал финансовый консультант, член Ассоциации экономистов Казахстана Расул Рысмамбетов.
«При этом онлайн система должна быть удобной, чтобы люди, страдающие от карантина и часто использующие свои скромные накопления, не теряли времени и нервов. Просто иметь карточную систему расчета, онлайн банкинг и возможность выпуска карточки в личном кабинете – сейчас не преимущество, а обычное дело», – пояснил он.
Лучше всего в этом плане подготовились 5-6 казахстанских банков из которых выделяются 2-3 лидера, уточнил эксперт.
«Они показали, что могут работать в любых условиях. При этом у многих банков сейчас довольно низкий уровень NPL (просроченные кредиты – авт.) на 1 июля 2020 года, что наводит на мысль, что они продляют займы и используют отсрочки, чтобы не считать эти займы NPL», – считает финансист.
Он также поделился своим видением развития банковского сектора страны после пандемии.
«Ожидается, что вирус ослабнет к весне 2021 года. Как генералы готовятся после прошедших войн, банки могут начать вкладывать в IT инфраструктуру, чтобы быть готовым к пандемиям, которые происходят раз в столетие. Может банкам нужно расслабление определенных требований к резервированию, объединиться и попросить какие-то послабления у государства», – отметил Рысмамбетов.
В целом, банкам следует переходить к проектному финансированию и обсудить это с регулятором, рекомендует эксперт.
«Скорее всего, 2020-2021 год мы будем ходить по дну кризиса, а значит уже к середине следующего года можно будет начать готовиться к бурному росту, оживлению экономики. Плохо будет не только у нас, поэтому банкам есть смысл выдвигаться в другие страны, чтобы развивать кредитование торговли и экспорта», – спрогнозировал он.
Между тем старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте Анна Альшанская отметила, что «коронакризис» в меньшей степени коснулся банковского сектора.
«Несмотря на снижение экономической активности реального сектора и ухудшения платежеспособности населения, в настоящее время ситуация остается относительно стабильной благодаря значительным запасам капитала и ликвидности. Так, по данным Национального банка РК, по состоянию на 1 июня 2020 года коэффициенты достаточности собственного капитала показали рост с начала года. Высоколиквидные активы, которые в структуре совокупных активов составляет 38,4%, выросли с начала года на 17,8%», – сказала она.
Кроме того, по мнению эксперта, антикризисные меры государства также помогли сгладить негативный эффект и позволили банкам поддерживать кредитование экономики.
«Так, займы юридическим лицам увеличились с начала 2020 года на 4%, потребительские займы на 1,8%. Вместе с тем, неопределенность продолжительности пандемии и связанных с ней экономические последствия, очевидно, будут создавать определенное давление на банковский сектор страны», – добавила Альшанская.
При этом COVID-19, который вынуждал страны вводить карантин и жесткие ограничения, чтобы сдержать распространение вируса, дал мощный толчок к цифровизации бизнеса, в том числе и банковской сферы, считает эксперт.
«Так, последнее исследование World Retail Banking Report показало, что после пандемии 57% пользователей банковских услуг в мире предпочтут онлайн-банкинг вместо традиционного похода в отделение банка. Также опрос показал, что для взаимодействия с банками пользователи чаще всего будут использовать мобильные приложения и чат-боты», – добавила она.
Между тем в Казахстане, по словам экономиста, большинство банков начали процесс цифровизации еще до начала пандемии, а ввод карантинных мер только ускорил этот процесс.
«Так, по данным Национального банка РК за первое полугодие 2020 года по сравнению с прошлым годом количество безналичных транзакций выросло в 2 раза. Интернет и мобильный банкинг в общем объеме безналичных платежей за данный период составлял 79,5%. В дальнейшем цифровые технологии будут играть все более заметную роль, что будет как способствовать развитию банковского обслуживания и повышению доступности услуг для населения, так и усиливать конкуренцию между классическими и цифровыми банками», – подчеркнула она.
При этом дальнейшее развитие казахстанского банковского сектора в среднесрочной перспективе будет зависеть от множества факторов, продолжила эксперт.
«С одной стороны, это эффективность и своевременность мер по стабилизации ситуации со стороны государственных органов и банковского надзора. С другой – способность банков к трансформации своей деятельности и бизнес-модели под новую реальность», – пояснила она.
В свою очередь о ситуации в банковской сфере высказался и экономист Арман Байганов.
«На сегодня для банков очень высоки риски роста задолженности по действующим кредитам и сокращения депозитной базы. Также возможны проблемы с денежной ликвидностью. Есть вероятность, что Национальному банку придется вмешиваться и оказывать краткосрочную финансовую помощь», – предупредил он.
В целом эксперт считает, что на восстановление платежеспособности населения потребуется около полугода.
«Однако восстановление банковского сектора после пандемии может длиться очень долго. Все-таки несколько месяцев была парализована экономическая деятельность. Многое зависит от реакции государства, то есть будет ли оказана поддержка. Если будут приниматься хорошие ощутимые меры, то сфера будет быстрее восстанавливаться», – резюмировал он.