Таким солидным послужным списком, как у Сейтказы Матаева, сейчас редко кто может похвастаться. Причем он никогда не отклонялся от раз и навсегда выбранной «генеральной линии» – как окончил в 1980 году факультет журналистики КазГУ, так и по сей день занимается этим делом. Как многие считают, не всегда благодарным, передает Inkaraganda.kz.
В самом начале пути он, энергичный и деятельный по натуре, сразу попал в КазТАГ – главное и крупнейшее на тот момент информационное агентство Казахстана, и был направлен собкором в Тургайскую область. Надо сказать, работа эта была чрезвычайно непростая – важно не только осветить событие, но и все уточнить и перепроверить, ведь за каждое слово, прошедшее в ленте телеграфного агентства, журналист нес колоссальную ответственность. Как тогда шутили, газета «Правда» не ошибается – если была неправильно написана фамилия механизатора, мол, тот менял фамилию. Через два года молодого журналиста перевели собкором в Караганду. Здесь и масштаб, и фронт работ был значительно больше, чем на Тургайщине.
– Мы познакомились в 1982-м, когда Сейтказы перевели в Караганду, – рассказывает давний друг и соратник Валерий Петухов, работавший в ту пору фотокорреспондентом КазТАГ. – Вместе ездили по области, по заводам и шахтам, в село. Тогда открывалось много новых предприятий, событий более чем предостаточно. Молодые были, легкие на подъем, выполняли любые задания. А когда новостей не было – сами находили их, делали буквально из ничего. Отправляли снимки по фототелеграфу, информацию – по телетайпу.
Но и в свободное от работы время коллеги проводили вместе – с семьями выезжали на отдых в Каркаралинск, на рыбалку. В 1986 году Сейтказы Матаев сменил вольную собкоровскую жизнь на должность заместителя главного редактора «Индустриальной Караганды». В газету, где редактором был талантливый журналист Эдуард Широкобородов, они с Владимиром Рыжковым пришли замами в один день и отлично вписались в коллектив.
– В «Индустриалке» была дружная команда, все профессионалы. Никто не жаловался, не писал кляуз. Одним словом, работали, – вспоминает Валерий Петухов.
Между прочим, крепкой команда там была не только творческая, но и футбольная. Как нетрудно догадаться, ее капитаном стал Сейтказы Матаев. Играли «индустриальцы» с командами областного телерадиокомитета, обкома партии, часто выигрывали. Причем матчи проводили не абы где, а на профессиональном поле городского стадиона «Шахтер».
Через три года – новый поворот судьбы: Матаев переходит собственным корреспондентом всесоюзных «Известий» по Казахстану. Он остался в Караганде, но кипучая энергия не позволяла ему сидеть на одном месте, да и отвечал он теперь за всю республику. Те непростые, но романтичные годы были наполнены многими событиями. Тогда появилось и крепло антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», которое как журналист активно поддержал и Сейтказы Матаев. Он познакомился с президентом Курчатовского института, академиком Евгением Велиховым, учеными из США, которые вели сейсмические исследования. И буквально чудом он, первый советский журналист, прорвался на американский ядерный полигон в Неваде. Довелось побывать ему и в горячих точках – например, в Нагорном Карабахе, где разгорался тлеющий конфликт… Еще особенно запомнилась встреча с Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым.
– Мы с ним встретились, когда он уже не был первым руководителем Казахстана, – вспоминал сам Сейтказы Бейсенгазиевич в интервью, напечатанном в феврале 2004 года в «Индустриальной Караганде». – Я был у него дома, потом мы выезжали в горы. Меня поразила ясность его ума. Что бы сейчас ни говорили, считаю, это был гигант. Рад, что, может быть, чем-то ему помог. Он был в забвении, и тут появился материал, который вышел в газетах «Известия» и «Вашингтон пост».
– Что было хорошего в журналистике, в которой росли вы? – спросили его в том интервью.
– Тогда тоже был закон о печати. Кроме того, существовали какие-то неписаные правила, которых нынешняя молодежь вообще не придерживается. К примеру, газетная полоса – не место для сведения счетов. Далее, если ты пишешь какой-то критический материал, то ни в коем случае нельзя писать о физических недостатках героя. Было правило: если работаешь на одну газету, не имеешь права работать на другую. Сейчас человек может работать на десять изданий…
Активного и пробивного журналиста не могли не заметить во власти, и в 1991 году он стал пресс-секретарем Президента Казахстана. Тогда был сформирован первый президентский пул, куда, кстати, вошло много карагандинцев. Индия, Пакистан, Германия, Франция – поездки по республике и миру сменялись как картинки из калейдоскопа.
– Когда я еще работал пресс-секретарем Президента РК (1991-1993 годы), в стране толком еще никто не знал, что такое пресс-служба. Вот мы и формировали ее. Трудности в основном были связаны с инерцией, с существовавшим тогда партийным подходом. Позже, когда создал пресс-службу Правительства (1993-1994 гг.), конечно, стало легче. Мы сумели поставить работу так, что уже в то время пресс-служба работала как информационное агентство. Я думаю, что самое главное в работе пресс-службы – вовремя информировать общественность о тех или других шагах Правительства, – говорил в интервью «Индустриалке» Сейтказы Бейсенгазиевич.
Дальше он снова возвращался в «Известия». А главным делом его жизни стало создание Национального пресс-клуба, который с 90-х годов стал авторитетной информационной площадкой, где выступали не только представители власти, но и оппозиции. Это была принципиальная позиция основателя: каждый имеет право высказаться, если это не противоречит закону. В 2001 году Сейтказы Матаева избрали председателем правления Союза журналистов Казахстана. И эту общественную организацию поднял на новый уровень и сделал членство в СЖ престижным. Еще он действительный член Академии журналистики Казахстана, учредитель международного информагентства КазТАГ, лауреат премии Союза журналистов СССР и РК, стоял у истоков создания Конгресса журналистов республики, имеет много других регалий…
– Наград имею немало, – коротко отвечал он в интервью. – Но главное – уважение людей. Коллеги ко мне хорошо относятся. Вот это и считаю главной наградой. Я не аффилирован ни с кем, финансово ни от кого не зависим, у меня есть своя позиция. Есть репутация, которая дороже денег.
Похоже, именно независимая позиция известного журналиста сыграла свою роль в событиях, которые разделили его жизнь на «до» и «после». По так и не доказанному обвинению на долю председателя СЖ и президента Национального пресс-клуба и его сына Асета выпали тяжелейшие испытания – изматывающее следствие, суд, лишение свободы… Сейчас все это позади. Суд снял с Матаевых все обвинения и от имени государства принес извинения. Каждый ли остался в такой ситуации взвешенным и беспристрастным? Не уверен. Тем не менее коллеги, зная Сейтказы Бейсенгазиевича, вновь переизбрали его председателем творческого союза.
– Я 40 лет в журналистике. Это моя профессия на всю жизнь. Болезненно переживаю те ситуации, в которые попадают мои коллеги. Моя обязанность как главы Союза журналистов – защищать их. А личные обиды всегда ставлю ниже других интересов. Даже те журналисты, которые мне напакостили, – я буду помогать им, отстаивать их интересы, – сказал он после всего в интервью журналисту Сергею Тунику. – Наша профессия – всегда служение обществу, людям. Когда журналисты нашего агентства спрашивали у меня, давать или не давать тот или иной текст, я всегда говорил: если он представляет общественный интерес, даже есть «закрытые» персоны – нужно давать. Мы никогда не давали оценку – кто прав, кто виноват. Время покажет.
Капитан футбольной команды Индустриальная Караганда и Карагандинского телевидения перед очередным матчей А известный карагандинский фотожурналист Валерий Петухов на всю жизнь сохранил в душе драматические для него события осени 1987 года, когда, возвращаясь из командировки, он попал в страшное ДТП – машина со скользкой балхашской трассы вылетела в кювет. Только потом он узнал, что его друг, оставив в свой день рождения праздничный стол и гостей, подключил все мыслимые и немыслимые связи, поднял власти, военных, медиков, чтобы доставить своего напарника в Караганду. Из-за непогоды санавиация не смогла вылететь, но пострадавшего удалось вывезти на машине «скорой». Именно это помогло спасти ему жизнь. – Он такой: сказал – сделает, попросишь – выполнит во что бы то ни стало, без лишних слов, – говорит Валерий Петухов. Между прочим, Сейтказы Матаева и его семью карагандинцы и по сей день считают своими – здесь он состоялся как крепкий профессионал.
– Естественно, Карагандинская область занимает особое место в сердце Сейтказы Матаева. Думаю, здесь прошли его лучшие годы, в шахтерской столице закалился его характер. Как все мы знаем, карагандинцы известны своей прямолинейностью. Белое называют белым, а черное – черным. И Сейтказы Бейсенгазиевич именно такой человек. Родина и честь – это для него не высокопарные слова, это принципиально. Председатель правления Союза журналистов Казахстана полностью разделяет изречение выдающегося казахского общественного деятеля Алихана Бокейхана: «Стремление служить нации зависит от характера, а не от знания». Сейтказы Бейсенгазиевич по жизни твердо придерживается этого убеждения, – считает председатель Карагандинского филиала Союза журналистов РК Жанибек Садыканов.
Автор: Станислав ПЕСНЕВ
Фото из архива Валерия Петухова