Герой нашего материала говорил: “С чего начинается народ, как не с умения разбираться в своем прошлом и уважать его?”. Ильяс Есенберлин – а это именно его слова – оказал неоценимую услугу своему народу, прояснив его прошлое в своем культовом романе-хронике “Кочевники”.
В книге поражает объемность исторического мышления, опора на узловые моменты истории. Написанию хроники предшествовала большая исследовательская работа. Писателем изучены письменные источники соседних народов. Ильяс Есенберлин – признанный знаток казахского фольклора. Некоторые ученые-историки нe признают художественную литературу и фольклор за исторические источники. Но ведь письменные источники соседних народов могут быть пристрастными. В образном художественном мышлении народа можно найти зерна истины, как находим мы их в романах советской эпохи, – Асия Турашкызы.
Но сегодня мы хотим поговорить о другом его произведении – романе “Влюбленные”. Именно с этого романа, по нашему мнению, могут начать знакомство с автором подростки. Все-таки монументальное, пусть и несомненно гениальное полотно “Кочевники” может отпугнуть их от знакомства с Есенберлиным. А небольшой роман “Влюбленные” – как раз то, что нужно.
Кстати, и с названием романа все обстоит не так уж просто. Сначала читатель думает, что влюбленные – это Жантас и Улбосын, а после – Жантас и Аяужан. Однако, хотя они и являются главными героями, не стоит забывать и о Шерубае, безнадежно влюбленном в Улбосын, которая не может ответить ему взаимностью, хотя и понимает всю глубину его чувства. Улбосын влюблена в Жантаса, и, даже после расставания ей не изменяют благородство и самопожертвование – встретив Аяужан, она рассказывает ей о Жантасе только самое хорошее, укрепив ее чувства. Влюбленные Каракоз и Асыгат, о которых рассказывает Жантасу Шерубай – тоже полноценные персонажи, и главный герой еще не раз вспомнит об их подвиге во имя друг друга. Мир романа Есенберлина населен влюбленными – несчастными и счастливыми, сильными и слабыми, эгоистичными и жертвующими. А ведь “любовь – точно жемчуг, за ней тоже бросаются в пучину…”.
И Жантасу придется броситься в эту пучину, и сделать тяжелейший выбор: остаться ему с искалеченной Аяужан, которая ценой своего здоровья спасла жизни детей, или умыть руки и оставить свою невесту на попечение врачей и близких. Он выберет первое, и, сам того не подозревая, совершит самый настоящий нравственный подвиг во имя своей любви. А сколько можно было найти оправданий для отступления! Но, к большой радости всех читателей, ни одно из них не помешало Жантасу, который поймет: “…душа, не познавшая мучений, не в силах в полной мере оценить настоящее счастье…”. А ведь совсем недавно Жантас свысока и с презрением говорил с Шерубаем о любви.
Любовь тянется вечно только в литературе. Там твердые характеры и чувства невероятной силы. И в костер любви непрерывно поступает горючее самой высшей марки. В жизни к этому примешивается и ревность, и мелкие измены, и просто вздорный характер, и психическая усталость. Тогда-то люди начинают раздражать друг друга. Короче, литературный герой идеализирует свою возлюбленную так же, как и она его. Да и не удивительно: если верить автору, они самые лучшие люди на свете. В жизни все по-другому.
Рассказывают, что Ильяс Есенберлин в кругу друзей часто рассказывал смешные истории, вызывая взрывы неистового хохота у своих слушателей. Вот только глаза у него так и оставались грустными, наверное, потому, что он знал, как несовершенна человеческая природа. Ведь на одного Жантаса наверняка приходится несколько других, которые не смогли найти в себе сил пойти ради своей любви до конца. Но и один такой пример дорогого стоит.