Ранее популярная практика массовых закупок и избыточного использования офисных товаров стала уступать место новой культуре бережного потребления в офисах. Тенденция определяется не только экономическими факторами, но и социально-экологическими аспектами. О том, как оптимизируются административные расходы в секторе МСБ, изменилась культура потребления расходных товаров, как чувствуют себя казахстанские офисы в современных условиях, рассказал в интервью корреспонденту Toppress.kz основатель интернет-магазина комплексного обеспечения малого и среднего бизнеса товарами для офиса Office Expert Кайрат Десупов.
2022 год сопровождался турбулентностью и новыми вызовами для казахстанского бизнеса. К тому же, в 2022-2023 гг. цены в стране выросли примерно на 50%. Но кризис проявил и позитивные тенденции: потребление, к примеру, шариковой ручки стало более оптимальным, вдумчивым с точки зрения выбора, ведь даже у такого обычного предмета есть совершенно разные функциональные предназначения и для склада, и для сотрудников офиса, и для топ-менеджмента. Люди стали также меньше и рациональнее печатать документы после периода пандемии и в связи с мировыми кризисами.
«Мы наблюдаем, что средний чек у нас не вырос при том, что в целом импортные товары в Казахстане подорожали. Люди просто начали экономить, рационально подхолить к потреблению: ручкой начали пользоваться в три раза дольше, поскольку раз она пишет, зачем ее выбрасывать. Это положительный момент. Мы ведь продаём не уникальные товары. Философия сайта OE.kz поэтому в том числе и в том, чтобы обеспечить такой комфорт и экспертизу клиентам, когда они не только потребляют, а используют своё функциональное время в офисе и приобретённые товары более эффективно», – делится наблюдениями основатель компании Office Expert Кайрат Десупов.
Доказано, что грамотный подход в корпоративной культуре ведет и к отсутствию текучки кадров, к росту продаж, в том числе и онлайн. К слову, более десятка лет со дня основания структура продаж компании Office Expert ориентируется только на онлайн-продажи. Не все 35 тысяч клиентов компании в секторе МСБ правда знают, что помимо так популярной в офисной корзине покупок бумаги, на сайте OE.kz c бесплатной доставкой в тот же день, можно заказать целых 9 товарных категорий, состоящих из более 12 тысяч наименований товаров: бумажные изделия, канцтовары – 40%, 22% – хозтовары для уборки и поддержания порядка и гигиены офисов, 20% – офисную кухню, атрибуты гостеприимства, всё для чаепитий, а также подарки, мебель и технику для офисов.
Интересно, что основные покупки на OE.kz офисные сотрудники делают с десктопа, а не с помощью мобильных телефонов, как в последнее время люди привыкли в повседневной жизни. Особое внимание в этом сезоне предприниматели, HR и финансовые директоры, руководители предприятий, офис-менеджеры обращают на товары для презентаций (флип-чарты, бейджи, проекторы и экраны), системы архивации, а также расходные товары для печати и переплетных машин. Высокий спрос с середины весны до конца лета как в Казахстане, так и в Кыргызстане существует на климотехнику: вентиляторы, кондиционеры и обогреватели.
Онлайн-продажи и покупки имеют ряд преимуществ, в связи с чем, при расширении ассортимента компаний в сфере электронной коммерции, в ближайшие пару лет этот рынок может достичь 30%, он легко оценивается и имеет потенциал развития.
«Мы растем на 7% ежегодно – это показатель как раз того, что клиенты, которых мы обслуживаем, максимально ищут эффективность. Поэтому доля электронной коммерции на рынке одназначно будет увеличиваться. Пользовательский опыт стал намного качественнее и он будет улучшаться с каждым годом. Доля электронной торговли составляет в нашем сегменте 3-5%, поэтому – все впереди. Важность имеет и тот факт, что даже при заказе одного наименования любого товара для МСБ у нас на сайте OE.kz бесплатная доставка», – подчёркивают в интернет-магазине товаров для всех видов офисов Office Expert.
На данный момент самый широкий доступ к услугам интернет-магазина Office Expert имеют Астана, Караганда и Алматы с распределительными складами в республиканской и южной столицах. Специалисты OE.kz объясняют: «Эффективнее на примере Караганды и Астаны иметь быструю логистику, чем склад в каждом городе. Лучше иметь очень хороший склад с полной наполняемостью в одном городе, чем укороченную матрицу во многих городах. К сожалению, межгородская логистика в Казахстане, очень медленная. К примеру, доставить товар из Астаны в Павлодар занимает минимум три дня. А ждать наш товар три дня – это долго. Следовательно, сдерживающий фактор роста бизнеса в регионах – логистика. Хотя это первичная необходимость, из которой как раз вырастет доверие потребителей и рост продаж».
О важности логистики говорит и то, что в этом направлении работает и остальное большинство сильнейших e-commerce компаний центрально-азиатского рынка в нашей стране, где культура взаимодействия сильнейших игроков на этом поле, как и сервисов, обеспечивающих доступ МСБ к качественному получению банковских продуктов и услуг на уровне их доступа в В2В секторе как для физических лиц, будет только расти благодаря сотрудничеству медиа, крупнейших e-commerce компаний республики и зарубежных компаний-поставщиков услуг и товаров.