Корреспондент Toppress.kz поинтересовалcя у экспертов ЦАИ «Евразийский мониторинг», каким будет новое правительство по итогам идущих консультаций.
Правительство А. Смаилова было сформировано вскоре после январских событий и функционировало больше года. За это время произошли изменения как в составе кабинета министров, так и в его структуре. Например, Министерство образования было разделено на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. После выборов депутатов Мажилиса правительство сложило свои полномочия. При этом по факту, с незначительными изменениями в составе и А. Смаиловым в качестве Премьера продолжило свою работу до вечера пятого февраля.
Уход Правительства стал достаточно неожиданным ходов Главы Государства. Пока можно только предполагать, но не исключено, что на расширенном заседании, запланированном на 7 февраля 2024 года, Глава Государства обозначить набор четких показателей, достижение которых от требует от Правительства.
Уже сейчас СМИ начинают говорить о том, что основной причиной отставки стала слабая работа по экономическому направлению. При этом, нужно понимать неблагоприятную экономическую конъюнктуру, на фоне которой, рост экономики Казахстана в 2023 году составил 5,1%. Инфляция была снижена в 2 раза. Активизировалась работа по привлечению в экономику иностранных инвестиций. В 2022-2023 гг. их годовой объем составлял порядка 26-28 млрд долларов.
Однако, страну в период премьерства Смаилова потрясли ряд крупных аварий на ТЭЦ Инфляция, даже несмотря на снижение является рекордной в рамках ЕАЭС. Дают о себе знать инфраструктурные проблемы, с нехваткой питьевой воды, вызвавшей недовольство граждан, столкнулась столица- Астана.
Что вышло в итоге, чего не хватило для того, чтобы сохранить «вотум доверия». Скорее всего решительности. Бывший премьер показал себя в «фискальщиком» в большей степени делая основной упор на вопросы бюджетного планирования и повышения налогов. Неблагополучным остается бизнес-климат, в Казахстане после года работы на плаву остаются три из десяти начавших работу бизнес-проектов. По факту, от правительства Смаилова не удалось дождаться ни одной полностью успешной и доведенной до конца реформы в сфере экономики. Все ограничивалось полумерами.
В ушедшем в отставку кабинете за ВРИО Премьер-министра Р. Скляром были закреплены для курирования вопросы развития транспортной инфраструктуры и логистики, развития строительства и модернизации ЖКХ, вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, угольной, атомной промышленности и ядерной энергетики, инноваций, технического регулирования, электроэнергетики, геологии и недропользования, нефтехимии, экспортного контроля, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса, подготовки и прохождения отопительных сезонов, чрезвычайной ситуации и мобилизационной работы, космической деятельности, связи и другие.
Справедливо утверждать, что Скляр – технократ, и именно технократа очень не хватает в высшем управленческом звене Казахстана. Говоря о технократах подразумевают такое правительство, которое состоит из специалистов и формирующееся по неидеологическим принципам. Для Казахстана с его низко диверсифицированной экономикой крайне важно в ускоренном темпе провести реальную индустриализацию, решить проблемы сельского хозяйства, улучшить бизнес- климат. Только так удастся снизить градус социального напряжения. А лучше всего, как показывает опыт мирового развития такие вопросы решают технократы, которые подходят к вопросам прагматично, работают с теми ресурсами которые есть, и не планируют трат под “будущие доходы”.