Важнейшей задачей является укрепление национальной идентичности казахстанцев. Об этом неоднократно говорил Глава государства. По мнению Президента, нам нужно ориентироваться на традиционный для большинства тюркских народов, в том числе казахов, суннизм ханафитского толка. Это позволит сохранить духовный суверенитет страны. Какая работа проводится в РК для укрепления целостности республики? Насколько Казахстан сегодня привлекателен для террористических и экстремистских групп? И как защитить себя и близких от их влияния? Своим мнением поделился журналист, публицист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби Арман Кудабай, передает Toppress.kz.
Арман Актаевич, насколько важное значение тема экстремизма и терроризма сегодня приобретает для Казахстана и мира, в целом?
Происходившие за последнее время события в мире, та же самая война на Украине, предвыборное противостояние в Америке, бряцание оружием мировых держав в Тихоокеанском регионе и другие сместили фокус всеобщего внимания с темы религиозного экстремизма и терроризма. И хотя в этом ряду последних драматических событий был и теракт в «Крокус Сити Холле», унёсший жизни не менее 140 человек, политтехнологам и с той, и с другой стороны удалось-таки перевести эту трагедию в разряд украино-российского противостояния. В итоге, тема религиозного экстремизма и терроризма как-бы потихоньку сошла на задний план. Но вот только прекратила ли при этом эта проблема существовать?
Несмотря на погоню журналистов за сенсационностью и горячими новостями, в мире чуть ли не каждый день продолжают происходить теракты, похищаются и продаются на живом рынке люди, идут задержания резидентов и вербовщиков различных джихадистских групп, конфисковывается запрещенная литература. Просто мы всего этого не видим. А если и видим, то происходит «психологическое привыкание» на подобного рода новости. Ну что там ещё, снова теракт? Скучно уже, лучше переключусь-ка я на другой канал! При этом мы забываем о реальных трагедиях человеческих судеб. То, что происходит в далеких странах, как бы теперь нас мало касается…
А давайте зададимся вопросом: «Побеждена ли в мире окончательно хоть одна религиозная экстремистская группировка?». Даже ИГИЛ-Даиш, несмотря на ликвидацию своего псевдорелигиозного государства, не прекратил своего существования. А в этом списке, уж поверьте, не только пресловутый ИГИЛ… С другой стороны, потерпев ряд чувствительных поражений на полях открытого боя, джихадисты по всему миру резко меняют тактику. Если раньше они концентрировали свои усилия на массовых акциях устрашения, то сегодня, как мы видим, переходят чуть ли не к единичным, «точечным» ударам. Ещё один современный приоритет религиозного экстремизма – молодёжь предпочитающая сидеть сутками в социальных сетях. И общение это, поверьте, уже далеко не та примитивнейшая вербовка, характерная для начальных периодов информационных атак, а построенная на самых тонких манипулятивных техниках, заточенная под психологическое зомбирование, индивидуальная и массовая коммуникация.
Казахстан, находящийся в самом центре евразийского континента, лежащий на стыке важнейших транспортно-логистических путей, волею судеб ставший мостом между цивилизациями, и при этом сам переживающий непростые времена внутренней трансформации, представляет собой завидную цель для террористических и экстремистских групп. Говорить же о том, что всё у нас в этом плане спокойно и безоблачно, в сравнении даже с нашими соседями, будет в лучшем случае преувеличением.
Какое внимание в нашей стране уделяют вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом?
Казахстан, на высшем, государственном уровне жёстко и твёрдо обозначил как само понимание, так и приоритеты в этом направлении. Во-первых, наша страна решительно и бескомпромиссно осуждает международный терроризм и религиозный экстремизм во всех их формах и проявлениях. Ни разу Казахстан не встал на сторону террористов, касалось бы это любой страны мира, ни как-либо оправдывал подобные деяния. Во-вторых, наше государство выставило эти положения в приоритеты международного сотрудничества, в основу формирования системы международной коллективной безопасности, в принципы деятельности таких международных организаций, как ОБСЕ, ШОС, ОДКБ. Казахстан подключился ко всем основным документам ООН по противодействию терроризму, международным и межстрановым договорам в этой области, активно сотрудничает со всеми государствами и организациями. Поэтому здесь не может быть иных толкований. И в-третьих, наша страна придерживается и во внутренних делах той же линии бескомпромиссной борьбы с любыми формами терроризма и экстремизма.
Как гарант Конституции и Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев не раз напоминал на всевозможных встречах и совещаниях об этих основополагающих положениях, о важности сохранения межконфессионального и межэтнического согласия в стране и мире. Только недавно, на третьем заседании Национального курултая Президент Казахстана говорил о стремлении радикально настроенных неофитов навязать нашему обществу чуждые религиозные идеалы. «Почитая наши духовные корни, мы должны всячески укреплять светский статус нашего государства. Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали», – довольно твёрдо высказал свою позицию президент РК.
После вышеназванного нами же теракта в «Крокус Сити Холле», Касым-Жомарт Токаев призвал ООН выразить общее и единое неприятие подобных действий в отношении мирных граждан, попросил государства-члены ООН присоединиться к осуждению насилия в отношении гражданских лиц, особо выделил, что терроризм не может иметь каких-либо оправданий.
Достаточно ли, по Вашему мнению, той профилактической работы, которая сегодня проводится в РК?
Как я и обозначил, террористические и экстремистские группировки переключили сегодня внимание на молодёжь. Тому есть объяснение. Молодые люди, подрастающее поколение, не обремененное особым жизненным опытом и в силу психологических особенностей своего же возраста, весьма восприимчивы к любому внешнему воздействию, к различного рода манипуляциям. Сюда же мы добавим и усилившийся эффект масс-медиа, и интернет. Конечно, это говорит о необходимости особого контроля прежде всего за новыми «медиа-проповедниками». Необходима надлежащая образовательная и разъяснительная работа в спектре медийной грамотности, на предмет критического восприятия информации и защите от манипулятивных техник.
Но есть и ещё один, немаловажный аспект. В Западном Казахстане под воздействие новоявленных миссионеров чаще всего подпадала неустроенная сельская, да и городская молодёжь. Нужно понимать, что в век капитализма, технологического прогресса и жёсткой конкуренции уязвимость молодых людей будет только возрастать. А это уже благодатная почва для всяческого рода улемов и новоявленных гуру, готовых всегда дать своё объяснение «кто же во всем этом виноват». Обозначить необходимость заботы над молодёжью, значит ничего не сказать. Необходимо усилить ответственность органов управления и образования за потерю контактов с обучаемыми. Если в школе и вузе идёт резкий рост количества тех же пресловутых религиозных платков, наверное, это не только «заслуга» улицы…
Кроме того, значительную роль играет эффективная работа в плане разъяснения «нетрадиционных течений». Не будет секретом, что большинство молодых людей не только не разбираются в том, что собой представляют, к примеру, те же салафиты и ваххабиты, но даже не имеют достаточных представлений о ханафитском мазхабе, которого традиционно придерживаются казахи. Для этого необходима также подготовительная работа (курсы, лекции, повышение квалификации) учителей и преподавателей. Ещё один назревший вопрос – скорейшая переаттестация учителей, ведущих предмет «Религиоведение» в школах и преподавателей вузов, преподающих как лекции на факультетах религиоведения всех университетов, так и ППС духовных учебных заведений. Не секрет, что многие наставники не столько не дотягивают до необходимой квалификации, но нередко и сами являются проводниками «нетрадиционных учений».
И раз мы заговорили о медийных технологиях, необходимо во всей этой работе максимально эффективно использовать СМИ, цифровые технологии и интернет. К примеру, как часто вы видите в программе наших телеканалов или радио разъяснительные (пусть анимированные) ролики о тех же угрозах терроризма и экстремизма, разъяснения различий и опасностей нетрадиционных религиозных школ? Раз молодёжь более восприимчива к новым каналам информирования, необходимо научиться, наконец, применять их в своей работе.
Раз вы упомянули нетрадиционные течения, хочется спросить про «салафию». Какую опасность несёт это движение?
Независимо от того, к каким течениям салафизма относят себя их последователи, будь то умеренные («аскетические») или джихадистские группы, в основе этого учения лежит прежде всего неприятие гражданских властей, светских устоев, нетерпимость к бида («новшествам»), всего того, что было создано «после» времен пророка Мухаммеда и его сподвижников. Само слово «саляф» дословно означает ««предки, предшественники», по смыслу «те, кто достоин подражания». Наиболее опасны радикальные группировки, которые не брезгуют открытым вооруженным противостоянием властям и террористическими методами.
Противостояние это может выражаться даже во внешнем облике. Уже нарицательной стала история о коротких штанишках, которые носят салафиты в укор длинной одежде, которую якобы носили из высокомерия состоятельные люди. Но как я говорил, существуют и умеренные, в т.ч. «политические» салафитские группы. И такой последователь может предстать пред вами даже в классическом, европейском костюме. Но суть от этого не меняется.
Салафитами крайне негативно воспринимается любое паломничество к могилам святых, подобное рассматривается как поклонение мертвым, к упоминанию аруақов, воспринимая уже это чуть ли не как одно из проявлений многобожия (ширка). Именно у салафитов считаются запретными любая музыка, театральные представления, отдельные виды спорта и многое другое, что отличает их кардинальнейшим образом от ханафитского, умеренного течения ислама.
Противостоять этому можно, повторяю, эффективной разъяснительной работой. А она у нас как раз-таки не поставлена должным образом. Когда вы в последний раз видели хотя бы стенды о «нетрадиционных течениях» в тех же школах и вузах? Но не только это! Который год обсуждается необходимость запрета никабов в РК и ограничение хиджабов в общественных учреждениях. Выходом из тех же бесконечных споров носить ли платки в школах или нет был бы запрет всей салафитской идеологии на территории Казахстана. А соответственно и их атрибутики.
Арман Актаевич, завершая нашу беседу, прошу Вас дать несколько советов нашим гражданам по поводу того, как не попасть в «сети» к представителям нетрадиционных религиозных течений.
Методов распознать представителей нетрадиционных течений очень много, но я бы, как коммуникатор, обратил бы прежде всего внимание на два момента. Во-первых, если «улем» вдруг уж слишком настойчиво навязывает свою помощь, прямо-таки уговаривает прийти на встречу или лекцию, дотошно допытывается об отдельных деталях вашей личной или семейной жизни, это уже само по себе должно заставить вас быть настороже.
Другой момент. Представитель традиционных религиозных течений (не только ислама) не станет выискивать или определять «виновников» ваших неудач и бед, не будет называть «врагов» ваших собратьев. Экстремизм в корне своем предполагает создание атмосферы нетерпимости к любым иным мнениям и идеям, если они в чем-то не похожи на ваши, к чужому образу жизни. Скорее, он даст вам путь к самому себе, попытаться найти свои ошибки, возможность к исправлению собственных недостатков.