Мы продолжаем знакомить читателей Toppress.kz современной казахстанской литературой. Сегодня мы расскажем о романе “Круг пепла” одного из самых выдающихся казахстанских писателей современности – Дюсенбека Накипова. Но, перед тем как перейти непосредственно к самому роману, давайте сначала познакомимся с самим автором. Итак, Интернет нам выдал следующую биографическую справку:
Дюсенбек Накипов – поэт, хореограф-либреттист, сценарист. Окончил Хореографическое училище Большого театра (ныне Московская академия классического танца), в котором учился вместе с Натальей Аринбасаровой (1964), и факультет журналистики КазГУ имени аль-Фараби (1985). Солист балета ГАТОБ имени Абая (1964-1986). Главный редактор творческого объединения “Алем” киностудии “Казахфильм” имени Ш.Айманова (1987-1991).
Организатор ряда международных культурных и гуманитарных программ. Председатель Союза хореографов Казахстана, президент Международного фестиваля “Приз традиций” (caravan.kz).
Об этом талантливом, неординарном, и действительно мыслящем писателе можно говорить очень долго и очень много, но наша задача – лишь немного познакомить вас с его творчеством, чтобы в дальнейшем вы уже самостоятельно обратились к нему.
Сам Дюсенбек Накипов говорит о себе следующее:
На самом деле говорят, что я человек многих профессий. Но есть у меня одно увлечение, которого, думаю, нет у других: люблю слушать пение кукушек! Ради этого каждый год езжу на Иссык-Куль, где в середине июня начинается самое время кукования. А люблю я это пение вот почему. Всем хорошо известно, что кукушка кукует, когда снесет яйцо в чужом гнезде. И вот я думаю о тех несчастных птенцах, которых она выпихнула из этого гнезда. И поет она, думаю, о том, что совершает бессовестный поступок – потому так красиво ее пение. С другой стороны, вот эта дума о выброшенных кукушкой несчастных птенцах наполняет меня такой глубокой грустью. Но грусть эта питательна, потому что мне после этих размышлений хорошо пишется. И там же я обычно заканчиваю все свои большие книги. Во всяком случае, два последних романа “Круг пепла” и “Тень ветра”, которые составляют дилогию, я закончил именно под кукование кукушки.
Роман Дюсенбека Накипова "Круг пепла" по праву можно считать одним из наиболее выдающихся и интересных романов нашей литературы за последние десять лет. "Дерзкий замысел…", "блестящий стиль", "первый полноценный и художественно независимый от западных традиций казахский постмодернисткий роман" – критики не скупились на комплименты и многочисленные определения, а самого автора сравнили с Кафкой и Пелевиным.
Роман "Круг пепла" – исключительно интересный материал для исследования: во-первых, визуальное восприятие романа (разделение текста на курсивный и обычный), во-вторых, стиль изложения, в-третьих, язык романа(Ось времени-часа-мига сдвигается с трудом с болью в сердце ударило обыденное черная трава стала разлипать свои неисчислимые частички слепоты и кисло пахла своей немой и мокрой нелюбовью к высоте и сиянию сцены, но часть этой черной травы-нелюбви всегда оставалась здесь под сценой просачивалась в землю и ждала своего тайного часа цветенья среди ночи….). Но особый интерес представляют многочисленные воспоминания-упоминания автора о недоступном широкому кругу, но неизменно прекрасном мире балета, музыки, и кинематографа.. И то, что одни из основных событий романа происходят в театре (Мне нравится задумчивость театра. Он словно источает мысли, настроения и чувства. Это какая-то небывалая целительная смола, концентрированная эманация творческих энергий артистов, чистая интенция их душ). И то, что центральный женский образ романа – Балерина (с большой буквы).
Признаки волшебных метаморфоз появились на премьере "Сильфиды" Шнейцгоффера (хореография Тальони-Петипа), в которой Балерина дебютировала благодаря случаю. Бывшая прима заболела, как раз накануне, и из третьего состава, откуда путь много сложней, чем простое вычитание "3 – 2 = 1", Балерина сразу вышла на прогоны. Хорошо усвоенный текст, уверенная техника (все-таки, московская школа) не могли еще скрыть некой угловатости женщины-подростка, понятной робости перед правом-ответственностью быть первой, быть героиней, но Док все же увидел, как внешняя, привитая школой и репетициями, дисциплина танца уступает место жизни в танце.
Читать роман Дюсенбека Накипова “Круг пепла” следует подготовленным – мы бы посоветовали вам предварительно посмотреть хотя бы один балет – например, “Лебединое озеро”, но очень внимательно, всматриваясь в каждое движение танцоров, в каждый звук божественной музыки Чайковского. Иначе вы не прочувствуете вместе с автором весь восхитительный мир балетного искусства, не проникнитесь его атмосферой и не получите колоссальное удовольствие от прочтения романа.
Далее, читателю “Круга пепла” следует быть знакомым с творчеством Калыкбека Салыкова, а именно с его фильмом “Балкон” – ярчайшим примером артхауса в казахстанском кинематографе. Картина, вышедшая на экраны в 1988 году повествуюет о жизни молодежи в послевоенное время. Разумеется, таинственный мир молодежи, выросшей на улице и пропагандирующей свои законы – не единственная тема “Балкона”. Там есть темы, знакомые нам по другим произведениям – жертвы и творцы политики тоталитаризма, несчастные и неполные вследствие войны семьи, разбитые судьбы, и многое, многое другое.
Согласитесь, гораздо интереснее будет читать о художнике Сергее Калмыкове в романе, если вы предварительно немного изучите различного рода статьи о нем, тем более что он – личность яркая, интересная и неординарная.
Старик познакомился с Калмыком в период, когда тот начал носить яркие и пестрые одежды, которые одновременно притягивали к нему внимание обывателей и держали на расстоянии, осторожной дистанции нормальных людей от сумасшедших, шизоидов, церебральных и т.д. После серой скуки лагеря и параллелепипедов барачного сознания, Калмык казался невероятным праздником, как, скажем, подсолнух на асфальте или бразильский карнавал в центре демонстрации 7 ноября на площади (если такое вообще можно представить). Они – Калмык и он сошлись в силу своих профессий художника и работника сцены, людей закулисья, и постспектаклевых (впрочем, как и до…) будней…
Должен читатель Накипова знать и зарубежный кинематограф – хотя бы немного, чтобы иметь представление о том, кто такие Орнелла Мути и Марчелло Мастроянни.
И тут вошла Она! – сама ослепительность! – Орнелла, а рядом легендарный Марчелло, синьор-мачо-мистер 8 ½. Они неспешно осмотрелись, сфотались на притихшую публику и остановили взгляд на столике, где сидел только он один (видимо помогло то, что внешне он “катил за японца”. Далее все происходило как в замедленной съемке или еще медленнее, или, наоборот, мгновенно. Док встал (это была его единственно верная, как оказалось, реакция), как бы приглашая, хотя он, конечно, ни о чем таком не думал в тот момент.
Наверное, на первый взгляд вам покажется – а не слишком ли большие требования к прочтению одного романа? Отнюдь. Поверьте, роман Дюсенбека Накипова стоит этого, потому что он поспособствует вашему просвещению – вы будете знать больше об искусстве танца, мире театра, блистательном кинематографе 60-х, казахстанском артхаусе, живописи. И, после того, как запасетесь необходимыми знаниями, не теряя ни минуты, приступайте к прочтению великолепного романа Накипова, и будьте уверены – он вас не разочарует.