Сокрытие лица делает камеры видеонаблюдения практически бесполезными, что создаёт благоприятные условия для злоумышленников – считает религиовед, эксперт РИРГ по профилактике религиозного экстремизма и терроризма Елнар Берикбаев, передает Toppress.kz.
Ранее мы сообщали о том, что Мажилис одобрил запрет на ношение предметов одежды, закрывающих лицо в общественных местах. Напомним, эта норма, разработанная со стороны МВД, касается общественной безопасности с исключением для случаев, когда скрывающие лицо элементы одежды используются в связи со служебными обязанностями, медицинскими целями, для защиты от неблагоприятных погодных условий, в целях гражданской обороны или при участии в культурно-массовых мероприятиях.
С начала текущего месяца, данный закон, который является частью более широкой инициативы по совершенствованию правоохранительной службы и обеспечению общественной безопасности, вступил в силу.
В настоящее время, в целях обеспечения безопасности населения, МВД Казахстана увеличивает количество камер видеонаблюдения на улицах и в других местах скопления людей. К примеру, по данным Правительства, с помощью камер видеонаблюдения полиция выявила 5 000 преступлений и более 317 тысяч административных правонарушений. Проходит апробацию система распознавания лиц – это 19 тысяч камер с аналитическими функциями. С их помощью уже были установлены и задержаны 569 человек.
Многих учебные заведения в Казахстане оснащены системой распознавания лиц (Face ID) и камерами, подключенными к центру оперативного управления, отметил в разговоре с нами религиовед, эксперт Республиканского информационно-аналитического центра по профилактике религиозного экстремизма и терроризма Елнар Берикбаев.
– Сокрытие лица делает камеры видеонаблюдения практически бесполезными, так как система теряет свою основную функцию – идентификацию личности. Это создаёт благоприятные условия для злоумышленников, которые могут использовать анонимность для совершения преступлений, зная, что их нельзя будет опознать. Речь идёт не о подавлении прав (никто никого не дискриминирует), а о создании условий, в которых современные технологии, направленные на защиту граждан, действительно работают, – говорит Елнар Берикбаев.
Именно поэтому, по словам эксперта, европейские страны много лет назад ввели запрет на сокрытие лица в общественных местах. Например, Франция и Бельгия приняли законы о запрете на ношение закрывающей лицо одежды еще в 2011 году.
– Подобные нормы действуют в Нидерландах, Швейцарии, Болгарии, Австрии, Дании, Германии. Наши ближайшие соседи Кыргызстан и Узбекистан также запретили скрывать лица в общественных местах. Между тем, Европейский суд по правам человека постановил, что действующий во Франции запрет на ношение никаба, балаклавы и других закрывающих лицо головных уборов в общественных местах не нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Судьи пришли к выводу, что соответствующий закон не направлен на дискриминацию по религиозному признаку, а всего лишь запрещает скрывать лица в общественных местах, – отметил эксперт РИРГ.
Религиовед Елнар Берикбаев, подчеркнул, что и обязательным, ношение к примеру, никаба, не является, так как ни в Коране, ни в других авторитетных исламских источниках нет такого прямого предписания.
– Следует чётко различать этнокультурную традицию и религиозную обязанность. Никаб (головной убор с узкой прорезью для глаз, закрывающий лицо) носили еще в домусульманской Аравии. Он служил защитой бедуинам от яркого солнца, песка и пыли. Ни в Коране, ни в других авторитетных исламских источниках нет прямого предписания, обязывающего женщину скрывать лицо. Обязательным считается скромное одеяние, но не полное сокрытие лица. В самом большом и влиятельном в исламском мире Университете аль-Азхар преподавательницам запретили носить одежду и головные уборы, закрывающие лицо, – рассказал Елнар Берикбаев.