• Последние

КТЖ на развилке между пассажирскими вагонами «Трансмашхолдинга» и Stadler

2021/02/15 13:06
Пример HTML-страницы
Зеленский рассказал о разговоре с Трампом

Зеленский рассказал о разговоре с Трампом

2025/05/09 10:31
Глава государства поздравил казахстанцев с Днем Победы

Глава государства поздравил казахстанцев с Днем Победы

2025/05/09 09:31
Подвиг без границ: как казахстанцы сражались за освобождение Франции

Подвиг без границ: как казахстанцы сражались за освобождение Франции

2025/05/08 20:53
В Таразе военнослужащие организовали парад Победы для фронтовиков

В Таразе военнослужащие организовали парад Победы для фронтовиков

2025/05/08 20:26
В Алматы в честь 80-летия Победы прошел масштабный субботник (фоторепортаж)

В Алматы в честь 80-летия Победы прошел масштабный субботник (фоторепортаж)

2025/05/08 18:15
С гордостью и благодарностью: в Усть-Каменогорске встретили участников Парада Победы

С гордостью и благодарностью: в Усть-Каменогорске встретили участников Парада Победы

2025/05/08 18:05
Есть риски: туристам запретили перевозить в багаже популярный предмет

Есть риски: туристам запретили перевозить в багаже популярный предмет

2025/05/08 18:00
«Ұлы дала жорығы»: Международный марафон-байге пройдет в Алматинской области

«Ұлы дала жорығы»: Международный марафон-байге пройдет в Алматинской области

2025/05/08 16:09
«От сельской школы до контрразведки». История 100-летнего ветерана Великой Отечественной войны

В Казахстане проживают 105 ветеранов Великой отечественной войны

2025/05/08 15:23
«9 мая встретил в Берлине». История фронтовика из Акмолинска

«9 мая встретил в Берлине». История фронтовика из Акмолинска

2025/05/08 15:19
«От сельской школы до контрразведки». История 100-летнего ветерана Великой Отечественной войны

«От сельской школы до контрразведки». История 100-летнего ветерана Великой Отечественной войны

2025/05/08 15:16
Аким области Абай поздравил ветеранов войны с Днем Победы

Аким области Абай поздравил ветеранов войны с Днем Победы

2025/05/08 14:07
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/09/10:41
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

КТЖ на развилке между пассажирскими вагонами «Трансмашхолдинга» и Stadler

2021/02/15 13:06

В сентябре прошлого года КТЖ объявил очередной конкурс по выбору стратегического партнера в организации производства пассажирских вагонов на базе завода «Тулпар-Тальго» и запросил предложения от потенциальных инвесторов. В объявлении, размещенном на сайте дочерней компании «Ремлокомотив» декларировалось, что процедуру отбора кандидатов будет проводить по международным стандартам Deutsche Bahn Engineering & Consulting. Напомним, представители этой немецкой компании помогают улучшить качество работы дочки КТЖ «Пассажирские перевозки». Результаты тендера гендиректор дочки Питер Штурм обещал обнародовать в конце января, передает Toppress.kz со ссылкой на dalainform.

Пример HTML-страницы

Ожидалось, что по итогам выбора с победителем тендера в апреле будет заключено стратегическое соглашение, которое предопределит условия договора об инвестициях и покупке завода «Тулпар-Тальго» выбранным партнером. После этого стороны должны будут подписать контракт по поставке вагонной продукции, а затем в течение последующих девяти месяцев окончательный опциональный договор на техническое обслуживание новых вагонов. Поставки определены в объеме, как минимум, 469 вагонов в зависимости от комбинаций сидячих и спальных мест, а также 26 вагонов-электростанций, которые нужно будет собрать на заводе в Нур-Султане с 2022 по 2029 годы.

Такой значительный объем закупа пассажирских вагонов КТЖ требуется из-за изношенности и устаревания парка. Так, согласно материалам железнодорожной нацкомпании, на конец прошлого года у «Пассажирских перевозок» было 2 240 вагонов. 670 из них были вагонами «Тальго», 1 163 были стандартными вагонами старой постройки и только 291 единица новой постройки. До конца 2029 года из эксплуатации выведут 942 старых пассажирских вагона, из которых 285 вагонам после капитально-восстановительного ремонта будет продлен срок службы на 16 лет.

Опрошенные представители железнодорожной отрасли считают, что победа в тендере будет отдана Тверскому вагоностроительному заводу российской машиностроительной компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ), аффилированной с Андреем Бокаревым и Искандером Махмудовым. В Казахстане эта группа контролирует локомотивосборочный и электровозный заводы в Нур-Султане.

Стоит отметить, что это не первый подобный тендер. В сентябре 2019 года КТЖ, по данным inbusiness.kz, сообщал, что ведутся переговоры с пятью потенциальными инвесторами по сборке пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар-Тальго», которые экономически целесообразны. До этого на площадке было собрано 670 вагонов по испанской технологии. По словам топ-менеджера КТЖ Серика Абденова, в числе потенциальных инвесторов значились Тверской вагоностроительный завод, два китайских завода, Крюковский вагоностроительный комбинат из Украины и швейцарский Stadler.

Такой своеобразный тендер был объявлен, несмотря на то, что в сентябре 2018 года КТЖ и «Трансмашхолдинг» подписали договор о покупке российской машиностроительной группой более 99% «Тулпар-Тальго» и поставке в 2018-2026 годах 1,2 тыс. вагонов для АО «Пассажирские перевозки». Сумма приобретения завода составила 23 млн евро. Однако уже в феврале 2019 года стороны расторгли договор о покупке «Тулпар-Тальго», который был затем передан в доверительное управление «Трансмашхолдингу». По данным «Пассажирские перевозки», в рамках договоров с «Трансмашхолдингом» за это время было приобретено 146 вагонов, последние 50 из которых поступили в компанию в январе.

Таким образом, в первый раз адресная приватизация «Тулпар-Тальго» сорвалась из-за смены обязательств «Трансмашхолдинга», и сейчас проходит вторая попытка по продаже этого актива КТЖ. Возможно, этого бы не случилось, если бы в КТЖ полноценно уведомили о процедурах, сроках и условиях проведения приватизации других потенциальных участников, таких как швейцарская компания Stadler, которая предлагала более хорошие условия летом 2018 года. Тогда швейцарцы были готовы заплатить минимальную цену в 24,4 млн евро. Но несмотря на то, что Stadler дал более высокую цену, решение о продаже «Тулпар-Тальго» было принято в пользу «Трансмашхолдинг».

В нынешнем тендере по выбору поставщика вагонов и нового инвестора в вагоностроительный завод «Тулпар-Тальго», который оценивается в более чем 23 млн евро, наблюдатели вновь отмечают наличие ряда потенциальных нарушений в ходе его проведения. Изначально в конкурсе приняли активное участие упомянутые Трансмашхолдинг, Stadler и китайская CRRC. По некоторым данным, заявка машиностроительного гиганта из Китая была отклонена из-за того, что курьерская служба Fedex доставила посылку с документами на день позже крайнего срока, который был намечен на воскресенье 20 декабря. В результате на следующий этап прошли только российская и швейцарская компании.

К слову, первоначальное предложение ТМХ не соответствовало конкурсной документации, в том числе ГОСТам ЕАЭС и конструкторским решениям. Однако, так как в «Трансмашхолдинг» не смогли предоставить свое обновленное предложение вовремя, сроки подачи его окончательной версии для российской компании продлили несколько раз, вначале на конец января, потом на начало февраля. Такая дискриминация показывает, что КТЖ в очередной раз демонстрирует уникальную способность быть гибким и жестким в одном и том же вопросе. В результате у участников тендера возникают естественные вопросы о том, почему создаются специальные условия для «Трансмашхолдинга» и ощущение, что остальные потенциальные поставщики и инвесторы привлекались на конкурс только ради массовки. К тому же, швейцарская компания при участии в тендере столкнулась с неравенством конкурсных условий, поскольку ей не дали возможность провести аудит для оценки стоимости «Тулпар-Тальго», который находится во время текущего тендера в управлении «Трансмашхолдинга».

При этом оказывается, что несмотря на проведение нынешнего тендера, в профильном министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) требуют освоить бюджет 2021 года, выделенный на покупку вагонов и заставляют КТЖ закупить 43 пассажирских вагонов на 20 млрд тенге, собранных на «Тулпар-Тальго» согласно старой спецификации Тверского вагоностроительного завода, где заложено отопление на угле, от которого в «Пассажирских перевозках» обещали отказаться. В итоге у нацкомпании может не оказаться денег на предоплату по новому контракту по результатам тендера, а количество закупаемых вагонов новой модификации снизится, что, естественно, увеличит сборочные цены на них. Поэтому в отрасли предлагают перенаправить эти средства в 20 млрд тенге на аванс за новейшие пассажирские вагоны, поставляемые по итогам проводимого конкурса.

Усталые технологии против швейцарского качества

В целом продукция Тверского вагоностроительного завода основана на технологии вагонов Аммендорф, которые начали изготавливать в ГДР в 1955 году – за 65 лет производства она изменилась незначительно и абсолютно не соответствует современным мировым стандартам вагоностроения. Но, объективно, если сравнить по формуле «цена-качество», то вагоны «Трансмашхолдинг» стоят при покупке значительно дешевле. Однако их техобслуживание обходится пассажирским железнодорожным перевозкам дороже, поскольку они сделаны из стали, более подверженной коррозии. Детали таких вагонов, к примеру, колесные пары требуют более частой замены, а тормозные колодки надо менять еще чаще – все это выливается в простой и дополнительные расходы. Таким образом, при их закупе на эксплуатацию в течение 30 лет ремонты и замена комплектующих может обойтись даже больше стоимости покупки вагонов.

Есть разница в ценах – швейцарские будут дороже. Правда, российские будут хуже и будут требовать капитального ремонта – 400-500 тыс. долларов за один вагон в течение 20-30 лет. Швейцарские вагоны капремонта не требуют. Но швейцарские можно будет производить и продавать дороже на экспорт. Ведь исходя из информации Stadler их подвижной состав успешно эксплуатируется в более чем 40 странах мира. Российские вагоны мы продавать не сможем, сможем только ремонтировать, — описал ситуацию финансовый консультант Расул Рысмамбетов на своей странице в соцсети Facebook.

В то время как, например, вагонные кузова Stadler делаются из лёгкого алюминия, их колесные пары с дисковыми тормозами нужно менять всего раз в пять лет, или через 1,2 млн км пробега. В техническом обслуживании они дешевле в два раза продукции Тальго и других конкурентов, а на их ремонты и осмотр требуется гораздо меньше времени и захода в сервисные пункты на фоне высокой готовности подвижного состава свыше 98%.

Вагонная продукция швейцарской компании используется в 44 странах, среди которых есть и близкие Казахстану государства – Беларусь, Грузия, Азербайджан, Россия. Вагоны Stadler не боятся морозов, активно используются в скандинавских странах с суровым зимним климатом, так как имеют воздушное отопление и кондиционирование с дополнительными нагревателями, работают на дизеле и электричестве, могут быть быстро локализованы, как показал опыт строительства завода компании в Беларуси всего за один год с нуля. При организации производства на базе «Тулпар-Тальго» локализация сборки могла бы составить, как минимум, 35% на пятом году производства, что создало бы дополнительно несколько сотен рабочих мест в столице. Кроме того, в будущем компания могла бы начать выпуск не только вагонов для КТЖ, но и других продуктов для внутреннего рынка, например, метро в Алматы и перспективных проектов ЛРТ, а также на экспорт, что играет несомненно важную роль в экономике Казахстана.

К тому же по вместимости вагоны Stadler на 10% больше по ширине и длиннее, так как имеют 40 мест в купе или 60 мест при плацкарте при традиционных 36-местных купейных вагонах и 54-местных плацкартных вагонах «Трансмашходинг». Каждый вагон швейцарской компании имеет светлый современный дизайн и обеспечивает уютный комфорт пассажирам, он оборудован индивидуальным маршрутизатором Wi-FI, а купе в нем доступно при помощи индивидуальной пластиковой карты-ключа.

Конечно, валютные риски у пассажирских вагонов Stadler более велики, поскольку рубль, в котором складываются основные расходы Тверского вагоностроительного завода более нестабилен, как и тенге, нежели швейцарский франк или евро. Вместе с тем экономика компании «Пассажирские перевозки» ухудшается недостаточностью субсидий, растущей долей рынка частных перевозчиков, переходом пассажиров на самолеты, из-за чего ее рынок будет постепенно падать в следующие десять лет. Однако в этом году билеты на железнодорожные перевозки пассажиров увеличатся в цене в марте на 7%, государство увеличило объем субсидий на них до 42 млрд тенге, закуп вагонов по льготной ставке в 3% кредитует БРК-Лизинг, от оплаты за пробег по магистральной сети пассажирскую дочку КТЖ освободили, а локомотивная тяга для нее стала минимальной за счет господдержки. При таких льготных условиях ее экономическая база должна укрепиться. Кроме того, валютные риски можно превзойти за счет ряда инструментов – максимальной локализации производства и техобслуживания вагонов и фиксации их доли затрат в тенге, предоплаты за поставку вагонов под гарантии банков, установки предельного уровня роста обменного курса до которого цены в тенге пересматриваться не будут и дополнительного субсидирования на покрытие расходов от роста цен на иностранные комплектующие.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
28
Share