Компания Oliver Wyman – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, которая совместно с независимыми аудиторскими компаниями проводила оценку качества активов БВУ в Казахстане.
Мартин Андерссон имеет более чем 20-летний опыт работы в отрасли финансовых услуг, в том числе в национальных и международных надзорных органах:
– занимал пост генерального директора Службы финансового надзора Швеции, где его основными задачами были разработка законопроектов и нормативных актов, осуществление надзора и контроль над финансовым сектором в Швеции;
– был членом Группы управляющих и глав по надзору (GHOS) Базельского комитета по банковскому надзору, головного органа BCBS, где принимались решения и проводились переговоры по Базелю III;
– занимал пост директора Департамента финансовой стабильности Центрального банка Швеции (Риксбанка) и отвечал за надзор и контроль над стабильностью финансового рынка Швеции и его дальнейшее развитие и переход с позиции исключительно внутреннего рынка на позицию более крупной региональной финансовой системы в североевропейском регионе.
Мартин, какие цели обычно преследует AQR?
Главная цель AQR – системное улучшение режима регулирования и повышение прозрачности данных о состоянии банковской системы. Это является крайне важным для всех заинтересованных сторон – вкладчиков, держателей банковских инструментов и других участников рынка, доверяющих банкам свои деньги. AQR позволяет предотвратить неэффективное распределение ресурсов банками и обеспечить уверенность вкладчиков в том, что банки надежны и заслуживают доверия.
Наряду с этим иностранные и внутренние инвесторы, вкладывающие капитал в банки и финансовую систему, должны быть уверены, что банковская система является здоровой и стабильной, что может стимулировать приток капитала. AQR – это проверенный метод диагностики банковской системы, а также выявления и внедрения необходимых корректирующих мер там, где это необходимо.
Например, если в стране возникают серьезные проблемы со среднесрочным платежным балансом из-за структурных недостатков, для устранения которых требуется время, МВФ может оказать поддержку с помощью механизма расширенного кредитования, но только при наличии достоверных данных о том, что банковская система сможет пережить этот неблагоприятный период.
Таким образом, AQR обеспечивает максимально эффективную работу рынка кредитования и помогает банкам оптимально распределять ресурсы среди наиболее продуктивных секторов экономики, тем самым способствуя росту и устойчивому развитию всей отрасли.
И, наконец, AQR является надежным и проверенным инструментом регулирования, позволяющим эффективно осуществлять надзор за банковской отраслью.
Какие преимущества обычно получают банки-участники?
AQR работает в двух направлениях: регулятор получает полное представление о деятельности банков, банки – лучшее понимание надзорного подхода, прозрачность требований и опыт практического применения нормативных актов.
Является ли AQR разовым или повторяющимся мероприятием?
Обычно AQR – это единоразовое мероприятие, однако его результаты имеют большое значение для совершенствования практик регуляторного надзора, а практические выводы становятся частью долгосрочного подхода к надзорной деятельности. Таким образом, преимущества AQR будут сохраняться еще долгое время после проведения самой оценки.
Существует мнение, что для проведения AQR необходимо задействовать слишком много ресурсов…
Действительно, проведение AQR требует значительных материальных ресурсов и усилий и обычно занимает несколько месяцев – это позволяет обеспечить актуальность и точность результатов. Однако эффект от этого мероприятия превышает все затраченные усилия как для банков, так и для надзорных органов, ведь результаты оценки способствуют повышению прозрачности в отрасли, укреплению доверия участников рынка к банковской системе и, при необходимости, восстановлению банковской системы. Польза и эффективность AQR были доказаны неоднократным успешным проведением этого упражнения в сотнях банках по всему миру.
Можете ли вы привести реальные примеры успешного проведения AQR?
В 2014 году Европейский центральный банк провел самую крупную и наиболее известную оценку качества активов в более чем 130 банках. Методология, разработанная ЕЦБ, считается «золотым стандартом» AQR.
AQR, проведенная ЕЦБ, была начальным этапом формирования крупнейшего в мире надзорного режима, включающего в себя банки с совокупными активами в 22 трлн евро в 19 странах. Результаты этой оценки послужили основой для создания единого надзорного механизма и структуры стресс-тестирования и привели к созданию мер по обеспечению достаточности банковского капитала, повышению прозрачности и укреплению доверия среди участников к банковской системе.
Проведение AQR в Словении в 2013 году позволило выявить больше возможностей для решения проблемы избыточного корпоративного долга, включая принудительное урегулирование и заключение добровольных многосторонних соглашений о реструктуризации.
Насколько программа AQR в Казахстане соответствовала международной практике?
Согласно требованию тендерной документации НБК программа AQR в Казахстане была разработана в соответствии с международными практиками при полном соблюдении основных принципов проведения такого рода программ ведущими регуляторами в других юрисдикциях, но с учётом законодательства и специфики рынка РК. В частности, в рамках программы использовалась хорошо зарекомендовавшая себя модель «трёх линий защиты» с привлечением независимых и профессиональных аудиторских компаний и консультантов. Данная модель предназначена для того, чтобы обеспечить высокое качество соблюдения методологии AQR, что в свою очередь позволяет объективно оценить качество активов с применением единых правил и подходов ко всем банкам-участникам. Программа была завершена вовремя, что стало возможно благодаря совместным усилиям и полной самоотдаче всех вовлеченных сторон.
Расскажите о своем опыте участия в AQR помимо программы, которая была реализована в Казахстане?
Будучи Генеральным директором Службы финансового надзора Швеции, я проводил AQR дважды: в разное время и различных ситуациях.
Первая оценка была проведена в 2009 году после финансового кризиса 2008 года. Программа охватывала подразделения шведских банков в странах Балтии, которые пострадали наиболее сильно. Нам было необходимо понять масштаб проблем банков и спланировать план их оздоровления, что и позволила сделать программа AQR. Несмотря на серьезность имеющихся проблем, их масштаб был не настолько велик, как об этом заявлялось на рынке. AQR помогла банкам вернуть уверенность рынка, а странам (поскольку банковская система составляет большую часть их экономики) стабилизировать ситуацию.
Вторая оценка качества активов проводилась для всех банковских групп в рамках единого мероприятия ЕЦБ. Результаты AQR в этот раз были позитивными, и соответствовали ожиданию рынков, тем не менее они помогли в понимании ключевых зон, в которых применяемые стандарты были реализованы хуже, чем ожидалось. Еще более важным результатом стало понимание банками ожиданий надзорных органов, например, каким должно быть качество данных, как проводить оценки резервирования и залогового обеспечения.