Нет однозначного ответа на вопрос, следует ли обращать внимание на название произведения искусства. Например, в эпоху барокко картинам давали названия, только когда их передавали в музей, включали в каталог или выставляли на аукцион – чтобы не было путаницы. Так, до практически до конца ХХ века искусствоведы гадали, парень или девушка изображены на некоторых картинах Караваджо, потому названия у картин не было. А Сальвадор нарочито давал своим картинам длинные названия, пересказывающие внешний сюжет, дабы обезоружить зрителя – “Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече”. Но то живопись, а как обстоит дело с кинематографом? И здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, правильно подобранное название может заинтриговать зрителя и подстегнуть его к просмотру, даже если ни один из заявленных актеров ему не нравится. А с другой – выбирая фильм, мы во многом опираемся на синопсис, а на название не обращаем большого внимания. Как бы то ни было, мы решили подготовить для вас список казахстанских фильмов с самыми поэтичными и красивыми названиями, мало этого – каждый из них достоин просмотра, потому что за красивой обложкой скрывается действительно стоящее содержание.
“Ласковое безразличие мира”, 2018.
Режиссер: Адильхан Ержанов.
Казалось бы, как безразличие может быть ласковым? Разве оно не подразумевает полное отсутствие чувств и эмоций? Однако именно оксюморон, вынесенный в название, как ничто другое, точно характеризует характер ленты, которой рукоплескали в Каннах маститые кинематографисты во главе с Бенисио дель Торо. По словам самого режиссера, его фильм – это история Козы-Корпеш и Баян-Сулу, просто перенесенная в реалии современного города. А вот получилось ли это у него, решать вам.
“Сладкий сок внутри травы”, 1984
Режиссер: Аман Альпиев при участии Сергея Бодрова-старшего
Невероятно трогательная и глубокая история первой любви, которая, к сожалению, оказалась неразделенной. По счастью, Сюйрик нашла в себе силы не замыкаться, а взглянуть на мир другими глазами, то есть все самое светлое и прекрасное, что несет в себе любовь, меняет девочку, и мирит ее с повседневностью. И если поначалу Сюйрик, страдающая от своей любви, считает себя несчастным человеком, к которому в семье не относятся так, как она того заслуживает, то в конце фильма она понимает, насколько ей повезло. Любовь открыла ей глаза, воспитала ее и подготовила морально к взрослой жизни, которая не будет состоять из школы, воспитания младших сестер и прогулок с друзьями.
“Влюбленная рыбка”, 1991
Режиссер: Абай Карпыков
Благодаря Сергею Соловьеву казахстанский кинематограф в 80-е годы изменился навсегда: без него не было бы “Иглы” Рашида Нугманова, “Кардиограммы” Дарежана Омирбаева и, разумеется, “Влюбленной рыбки” Абая Карпыкова. Все эти три картины, такие разные и тону, и по настроению, объединяет одно – они все представители “новой волны” казахстанского кинематографа. О ней более подробно вы можете прочитать в нашей статье. А что касается “Влюбленной рыбки” – то это мастерски сделанная картина, которая придется по вкусу ценителям кинематографа. Здесь есть и игра с мировым наследием – немое кино, и интересные нестандартные герои, и сама композиция фильма. Словом, этот фильм нужно смотреть, и смотреть очень внимательно – только тогда вы поймете всю его прелесть.
“Храни свою звезду” (“Гаухартас“), 1975
Режиссер: Шарип Бейсембаев
С этим фильмом связана красивая история: когда талантливый писатель Дулат Исабеков еще был молодым солдатом, он услышал песню “Гаухартас” в исполнении Бибигуль Тулегеновой. Глубоко растроганный, он написал повесть, которую назвал, как и песню, которая вызвала в нем светлую печаль и тоску по родным местам. И по сей день повесть Исабекова остается любимой многими поколениями читателей, а благодаря замечательной кинокартине Шарипа Бейсембаева с ней познакомилось еще больше людей. О чем же фильм (и повесть, разумеется)? В первую очередь – о том, что, к сожалению, в жизни все же бывает поздно для некоторых вещей. О любви, поддержке, семье – всего, что уместилось в небольшую повесть и фильм, и не перечислишь.