На сегодняшний день религиозный экстремизм – повсеместная проблема как сильных, так и слабых западных и восточных стран. Однако, разумеется, в каждой стране он распространяется с определенными особенностями, присущими менталитету, общественно-политическому и социальному устройству той или иной страны.
Например, в Казахстане в годы советской власти религиозного экстремизма не было как такового в силу целого ряда причин:
– доминирование коммунистическо-атеистической идеологии;
– достаточно слабое распространение идей ислама и самой религии на территории КазССР, за исключением южных областей и регионов;
– изоляция советских граждан от внешнего мира – тот самый пресловутый «железный занавес»;
– активная всесторонняя деятельность КГБ, которая была направлена в том числе и на искоренение и предупреждение любых отклонений от "коммунистической нормы", и не в последнюю очередь – религиозного характера.
С обретением Казахстаном независимости, помимо позитивных изменений, в страну проникли еще и крайне неполезные течения и доктрины. В их числе – ваххабизм и исламский экстремизм.
В девяностые годы казахстанская молодежь стала выезжать в арабские страны за религиозным образованием и некоторая ее часть подпала под влияние различных идеологий – ваххабизм был в их числе. Естественно, по окончании учебы молодые люди, вернувшись в Казахстан, начали пропандировать экстремисткие религиозные убеждения.
Сначала они занимались открытием благотворительных фондов, организацией религиозных и языковых курсов, завоевывая тем самым расположение неокрепших еще умов. А далее начали осваивать более агрессивные способы влияния и вербовки.
Но почему же исламский экстремизм начал распространяться в Казахстане такими пугающе быстрыми темпами? Исследователи называют ряд основных причин, о которых мы расскажем далее. Сразу нужно сделать оговорку: эти причины касаются состояния Казахстана начала 90-х годов, сейчас ситуация стала иной, и во многом – в лучшую сторону. Особо это касается законодательных актов и контроля радикальных исламских организаций.
1. Исламизация общества республики начала проводиться правящей политической элитой, которая представила ее как альтернативное решение предыдущего коммунистического и атеистичного строя. Кроме этого, исламизация общества стала одним из направлений обеспечения идеологической ниши казахстанского суверенитета.
2. Казахстанская мусульманская община была дифференцирована, поэтому появились различные исламские группы, в том числе и радикальные – салафиттские (ваххабитские), джамааты, такфириты и так далее. Кроме этого, существовали и такие исламские общины, которые преследовали исключительно коммерческие интересы.
3. В начале девяностых годов молодая республика еще не могла организовать эффективную и качественную работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Сейчас, например благодаря и принятой Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 — 2020 годы, данная работа осуществляется в несколько раз успешнее.
4. В продолжение предыдущей проблемы – количество культовых исламских объектов росло без контроля в начале 90-х годов – это всевозможные частные мечети и медресе, исламские культурные и образовательные центры, которые не отчитывались о своей работе ни перед каким ведомством. Причем, что важно преподавание в них велось исходя из предпочтений спонсоров, как и сами проповеди.
5. Религиозное образование молодых казахстанцев, полученное ими в зарубежных исламских учебных учреждениях Турции, Ирана, Египта, Пакистана и так далее. И нередко они становились объектом "обработки" представителей радикальных исламских течений. Даже в престижном египетском университете Аль-Азхар происходили подобные прецеденты.
6. Миссионерская деятельность в Южном Казахстане различных исламских организацией, среди которых попадались и те, кто исповедовал радикальные религиозные взгляды.
7. Прозрачность государственной границы Казахстана, благодаря чему нестабильные страны и регионы в лице зарубежных исламистов радикального толка смогли беспроблемно проникнуть в страну.