Есть немало стран, которые по разным причинам не берут на себя больших социальных обязательств. А в Казахстане социальный блок занимает более половины бюджета, – об этом заявил Президент. Касым-Жомарт Токаев отметил, что наше государство – социальное, поэтому одна из сфер, в которую в стране продолжат инвестировать, – образование. О наиболее важных изменениях, произошедших в отрасли за последние шесть лет, с момента прихода к власти Президента Токаева, побеседовали в интервью с проректором по международному сотрудничеству КазНАИУ, директором института зелёного и устойчивого развития, координатором программы МВА, PhD Рафисом Абазовым, передает Toppress.kz.
Рафис Фанисович, какие ключевые преобразования произошли за последние шесть лет в Казахстане в системе высшего и профессионального образования?
– В условиях стремительных глобальных изменений высшее и профессиональное образование во всём мире сталкиваются с новыми вызовами. Развитие технологий, переход к цифровой экономике, рост конкуренции на глобальном рынке труда и усиление роли устойчивого развития требуют от систем образования гибкости, адаптивности и ориентации на практико-ориентированные навыки. Казахстан, будучи частью мирового образовательного пространства, также ощущает эти вызовы. Особенно важно, что инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева по модернизации образования совпали с началом новой «информационной революции»: широким внедрением в повседневную жизнь искусственного интеллекта (включая такие платформы, как ChatGPT) и радикальной перестройкой рынка труда как Казахстане, так и во всём мире. Это требует пересмотра традиционных подходов к обучению и формированию навыков будущего. Я бы выделил три основной инициативы: модернизация, цифровизация и интернационализация.
Во-первых, большое внимание уделяется модернизации содержания учебных программ и переориентации обучения на реальные потребности динамично меняющегося рынка труда. Уже в 2024-2025 учебном году в Казахстане десятки тысяч государственных образовательных грантов направлены на поддержку технических и IT-специальностей. Такие же процессы наблюдаются и в системе ТиПО (техническое и профессиональное образование), например, через реализацию программы «Жас маман». Таким образом, Казахстан может обеспечить себя всей линейкой ИКТ-кадров – от программистов до технического и IT-персонала.
Во-вторых, в условиях постпандемийной реальности и перестройки высшего образования перед всей системой ставятся амбициозные задачи по цифровой трансформации и сближению с потребностями экономики. Казахстан, по примеру ведущих стран, переходит на цифровую трансформацию всего учебного процесса – от электронных учебников и использования искусственного интеллекта в подготовке учебных программ до развития национальной программы искусственного интеллекта AI SANA.
В-третьих, Правительство Казахстана взяло курс на более активную интернационализацию высшего образования и его интеграцию в мировое образовательное пространство. Так, к 2025 году были открыты филиалы ведущих зарубежных университетов, включая такие вузы, как De Montfort University, Аризонский университет и ряд других. При грамотном менеджменте это может значительно усилить конкурентоспособность казахстанских вузов. Очевидно, что с приходом Президента Токаева внимание к системе образования значительно усилилось: растут инвестиции, расширяются программы поддержки, повышается роль образования в развитии человеческого капитала страны.
Какие наиболее значимые инициативы Президента Токаева реализуются в сфере образования?
– Мне кажется, что одним из важнейших изменений в системе высшего образования является создание экосистемы «образование в течение жизни» (lifelong learning). Это особенно важно, потому что экосистемный подход позволяет обеспечить непрерывное развитие навыков и знаний, адаптацию к быстро меняющимся требованиям рынка труда, способствует личностному росту и профессиональному развитию, а также поддерживает инновационность и устойчивость в казахстанском обществе. Президентом был выдвинут целый ряд ключевых инициатив, направленных на реформирование системы образования. Среди наиболее значимых – развитие связки «школа – профтехобразование – университет – переподготовка кадров». За последние несколько лет школьное образование совершило существенный рывок в компьютеризации и модернизации. Современные школы активно внедряют цифровые технологии, обеспечивая доступ к онлайн-ресурсам и интерактивным учебным материалам. Это способствует развитию цифровой грамотности у учащихся, улучшает качество обучения и делает образовательный процесс более увлекательным. Кроме того, использование технологий помогает подготовить студентов к вызовам будущего и развить необходимые навыки для успешной карьеры.
Большое внимание уделяется развитию технического и профессионального образования. Уже сегодня доля дуального обучения в колледжах превысила 30%. Началось признание неформального образования, активно продвигается институт наставничества, что приближает техническое и профессиональное образование к потребностям молодёжи и рынка труда. В рамках программы «Жас маман» выделяются значительные средства на переоснащение колледжей по программе «100 востребованных специальностей». Эти меры способствуют формированию квалифицированных специалистов, готовых к вызовам современного мира.
В цепочке вузов университеты Казахстана переживают качественно новый рывок, включая непростую, но необходимую перестройку. Эти изменения требуют адаптации и преодоления трудностей, но в итоге они способствуют повышению качества подготовки кадров и делают образование более конкурентоспособным на мировом уровне. Важно отметить, что процесс перестройки включает внедрение новых методик обучения, особенно в сфере ИКТ и искусственного интеллекта, а также повышение квалификации преподавателей, что способствует улучшению образовательного процесса. Мне кажется, что открытие филиалов престижных иностранных университетов, таких как De Montfort University и Аризонский университет, а также обновление программ с участием МГУ и МФТИ, способствуют ускорению трансформации всей системы высшего образования. Университеты активно переориентируются на нужды рынка труда, обеспечивая студентов актуальными знаниями и навыками, востребованными в современном мире.
Очень важно, что сегодня активно продвигается цифровая грамотность среди старшего поколения и их адаптация к новому рынку труда. Необходимо уделять внимание переподготовке кадров старшего возраста, чтобы они могли успешно интегрироваться в современную экономику. Обучение новым технологиям и навыкам позволяет им оставаться конкурентоспособными и востребованными. Это не только улучшает их профессиональные перспективы, но и способствует общему экономическому росту. Переподготовка старшего поколения играет ключевую роль в создании инклюзивного общества, где каждый гражданин, независимо от возраста, имеет возможность развиваться и вносить свой вклад в будущее страны.
Все эти инициативы демонстрируют системный подход главы государства к подготовке квалифицированных специалистов и укреплению конкурентоспособности Казахстана в глобальном образовательном пространстве.
Изменился ли за последние годы в РК статус учителя? Какие меры предпринимаются для привлечения специалистов в профессию?
– Мы живём в эпоху, когда концепция учителя радикально меняется благодаря цифровизации и развитию искусственного интеллекта. В этом контексте особенно важно, чтобы в сферу образования приходила молодёжь, способная понимать, принимать и адаптировать весь комплекс вопросов, связанных с цифровыми технологиями и ИИ. Хорошо, что за последние годы статус учителя в Казахстане существенно повысился. С 2020 года действует Закон «О статусе педагога», который стал важным шагом в признании значимости профессии. Этот закон закрепил социальные гарантии, усилил правовую защиту учителей и создал систему материального стимулирования. Международный опыт показывает, что престиж педагогов в обществе зависит от трёх ключевых компонентов. Во-первых, давайте будем честны – это финансирование образования. Высокооплачиваемый специалист демонстрирует высокий уровень знаний и навыков, что напрямую влияет на качество образования и повышает уважение к профессии педагога. Во-вторых, профессиональное развитие играет решающую роль. Постоянное повышение квалификации и участие в научных исследованиях укрепляют авторитет учителей, повышают их мотивацию и вовлечённость. В-третьих, государственное признание и поддержка педагогов важны для укрепления их статуса. Когда лидер страны регулярно встречается с учителями, это демонстрирует признание их вклада в развитие образования, общества и устойчивой экономики. Эти три компонента в совокупности формируют устойчивую основу для повышения уважения к профессии педагога и её признания в обществе. Все принятые меры уже дали ощутимый результат: престиж педагогических специальностей вырос, а количество абитуриентов, выбравших педагогическое образование, увеличилось на 25% в 2023 году по сравнению с 2020-м. Эти позитивные изменения являются залогом устойчивого кадрового потенциала системы образования Казахстана.
Каким образом цифровые технологии способствуют упрощению образовательного процесса?
– Внедрение цифровых технологий стало ключевым элементом образовательной политики Казахстана, направленной на повышение её конкурентоспособности. Глава государства неоднократно подчёркивал, что цифровизация – это не просто тренд, а объективная необходимость для повышения доступности и эффективности образования. Во время пандемии Казахстан стал одним из лидеров в регионе по быстрому переходу на дистанционное обучение. Более трёх миллионов школьников и студентов были охвачены такими платформами, как BilimLand, Kundelik, Moodle и другими. В вузах активно используются LMS-системы (Learning Management System), например, Canvas, Google Classroom, Moodle. По данным Министерства образования и науки РК, к 2023 году более 80% университетов внедрили подобные цифровые платформы. В колледжах и школах введены электронные дневники, цифровая отчётность, онлайн-курсы и даже элементы искусственного интеллекта для индивидуализации обучения. С 2020 по 2023 год доля школ с доступом к широкополосному интернету выросла с 80% до 94%, а в колледжах – до 98%. Цифровизация делает образование более гибким и инклюзивным, особенно для обучающихся в отдалённых регионах. Она снижает нагрузку на преподавателей, автоматизирует рутинные процессы и формирует у учащихся цифровую грамотность – ключевой навык XXI века.
Как Вы оцениваете инициативу главы государства по объявлению Года рабочих профессий?
– Инициатива Президента об объявлении 2025 года Годом рабочих профессий является своевременным и стратегически обоснованным шагом, особенно с учётом глобальных изменений на рынке труда. Согласно выводам Всемирного экономического форума в Давосе, в ближайшие годы спрос на квалифицированные технические и прикладные кадры будет стремительно расти, на фоне ускоренной автоматизации, развития «зелёных» технологий и цифровой трансформации производств. Казахстан, как и многие другие страны, сталкивается с острым дефицитом специалистов среднего звена: в 2023 году более 40% работодателей сообщили о нехватке таких кадров (данные Министерства труда). В последние годы национальная образовательная политика начала активный поворот в сторону развития профессионального образования. Программа «Жас маман», модернизировавшая 180 колледжей, способствовала внедрению дуального обучения и практико-ориентированного подхода, в результате чего доля выпускников, трудоустроенных по специальности, выросла с 55% в 2020 году до 65% в 2023 году.
Объявление тематического года позволит объединить усилия государства, бизнеса и образовательных учреждений, развить профориентацию среди молодёжи и повысить престиж рабочих профессий. Системная работа в этом направлении будет соответствовать глобальным трендам, связанным с признанием важности прикладных навыков, гибкости профессиональных траекторий и подготовки кадров к экономике будущего. В долгосрочной перспективе это решение поможет Казахстану укрепить устойчивое развитие и выстроить новый баланс между академическим и профессиональным образованием. Мир стремительно меняется: по прогнозам, представленным в «Атласе новых профессий» и на Всемирном форуме в Давосе, исчезнет около 50% старых профессий. На смену им придут 50% совершенно новых, основанных на цифровизации, автоматизации и экологических технологиях. Чтобы быть на шаг впереди, нам уже сейчас важно готовить специалистов не только к вызовам сегодняшнего дня, но и к профессиям завтрашнего будущего.