Казахстанская женщина-пилот и бывшая руководитель управления лётной эксплуатации Комитета гражданской авиации, Тоты Амирова, поделилась своим мнением по поводу недавнего авиационного происшествия в Актау, подчеркнув важность соблюдения международных норм и правил в процессе расследования таких событий, передает Toppress.kz.
Амирова объяснила, что, согласно международному праву, во время работы комиссии по расследованию, право оглашать официальную версию причин происшествия принадлежит исключительно её членам. Это связано с тем, что только у них есть доступ ко всей достоверной информации. Тем не менее, она готова комментировать общие вопросы, не касающиеся непосредственных причин аварии. Например, в состав комиссии могут входить не только представители производителя самолёта (в данном случае — Бразилии), но и специалисты из страны-производителя двигателей — General Electric из США. Это особенно актуально, поскольку рассматривается версия попадания птиц в двигатели.
Многие граждане Казахстана выражают обеспокоенность, что комиссия может скрыть истинную причину происшествия. Однако, по мнению Тоты Амировой, это практически невозможно в современных условиях. Современные технологии позволяют дублировать данные с «чёрных ящиков» на серверы. В некоторых авиакомпаниях эти данные даже записываются в режиме онлайн, что исключает возможность их уничтожения. Кроме того, переговоры между диспетчером и пилотами фиксируются на электронных носителях и могут быть прослушаны в реальном времени.
Сроки расследований также регламентированы международными стандартами. Несоблюдение этих сроков может повлечь за собой замечания от Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что, в свою очередь, чревато репутационными потерями и даже включением в «чёрный список».
Амирова также прокомментировала задержание человека, снимавшего видео с места происшествия с помощью дрона. Она предполагает, что причина не в самой видеосъёмке, а в использовании дрона в зоне аэропорта. Законодательство Казахстана чётко определяет зоны, где запрещено использование беспилотников без разрешения аэронавигации. В случае, если в районе происшествия задействованы спасательные вертолёты, разрешение на использование дронов может быть не выдано из соображений безопасности.
Касаясь вопроса полётов в российские города, Тоты Амирова отметила, что национальный авиаперевозчик Казахстана прекратил выполнение таких рейсов с 24 февраля 2022 года. Однако частные авиакомпании продолжают летать на свой страх и риск. При этом она подчеркнула, что пассажиры должны сами нести ответственность за свои решения и тщательно обдумывать, стоит ли лететь в те или иные направления.
Тоты Амирова демонстрирует профессиональный подход к анализу ситуации и напоминает о необходимости строгого соблюдения правил и стандартов, что обеспечивает безопасность авиации и прозрачность расследований.