В последние дни в социальных сетях все чаще встречаются мнения общественников о низкой эффективности НПП “Атамекен” на текущий момент. Одни эксперты считают, что после ухода прежнего руководства “смысл в палате потерялся”, другие уверены, что “Атамекену” стоит уделять больше внимания поддержке малого бизнеса и быть “слышащей” организацией. Подробнее об этом читайте в материале Toppress.kz.
После ухода Тимура, а за тем и Аблая, смысл в НПП “Атамекен” потерялся. В активной политической жизни не участвуют, планов и проектов новых нет, старые, как мне кажется, уйдут в прошлое. Гедонист Боталов, повестки не формирует, политического веса не имеет, Астану не любит и тяготеет ввернуться вв Алматы. Может пристрелить уже, чтоб не мучилась организация, а диалоги выстраивать непосредственно с отраслевыми ассоциациями профильными министерствами, – написал экономический обозреватель Денис Кривошеев.
Его публикацию прокомментировала депутат, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Екатерина Смышляева.
Эксперимент с надотраслевой саморегулируемой организацией с обязательным членством был по своему полезен. Но он убил все объединения работодателей, большую часть отраслевых ассоциаций. А без них очень сложно поддерживать курс повышения производительности труда и регулировать трудовые отношения. Ну и ещё много чего сложно, – говорится в комментарии депутата.
Ее коллега, депутат Мажилиса Ирина Смирнова уверена, что подобная организация нужна, но она должна быть “слышащей” и охватывать все субъекты бизнеса.
Конечно, структура, представляющая предпринимателей нужна. Их голос должен быть слышен. Именно они выплачивают большую долю налогов, создают рабочие места, формируют конкурентную среду, обеспечивают развитие целых отраслей промышленности. Но! Это должна быть структура, сама тоже слышащая. Ведь микро и малый бизнес и ранее был никем не поддерживаем. А им тоже есть, что сказать. И платить им нечем. Да и не за что. Юридическая помощь не организуется, методическая тоже. Все в своём соку. То есть НПП нужна. Но охват должен быть для всех субъектов бизнеса. По оплате взносов можно рассмотреть определённые услуги бесплатно, и определённые услуги тем, кто платит взносы, – отметила Смирнова в беседе с журналистом Toppress.kz.
Сами представители малого бизнеса помощь НПП “Атамекен” не отрицают, но и значительной ее назвать нельзя.
Я представитель малого бизнеса и у нас тут не крутятся миллиардные суммы, как в крупном бизнесе. Поскольку такие субъекты малого бизнеса, как детские сады, салоны красоты, небольшие магазины, мастерские как правило не просят большого количества средств у государства, роль НПП “Атамекен” здесь незначительная. Но, в то же время, если посмотреть какие огромные многомиллионные суммы выделяются субъектам крупного бизнеса, встает вопрос о соразмерности данных выплат. Конечно, для малого бизнеса тоже была помощь, выделялись кредитные программы по типу “Бастау” и “Даму”, но о миллионах речи, конечно, не шло. Но малому бизнесу, тем не менее, нужен такой независимый некоммерческий орган нужен, поскольку он так или иначе должен выступать в защиту интересов предпринимателей, – сказала директор детского сада Назгуль Жакенова.
Она также задалась вопросом о целесообразности существования дочерних организаций НПП “Атамекен”.
Другой вопрос в том, что у НПП “Атамекен” есть свои дочерние организации, которые занимаются не развитием бизнеса, а исследованиями в сфере бизнеса. Но так ли нужны нам эти исследования? У нас население всего лишь 19 млн. человек, соответственно, весь наш бизнес как на ладони, – заключила спикер.