Мировой кризис привел не только к ухудшению экономик стран, но и к возможному ухудшению сотрудничества между соседями из-за страха вторичных санкций. Но есть и положительные показатели. О том, как изменились взаимоотношения России со странами Центральной Азии, рассказала профессор кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ имени аль –Фараби, директор Центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева.
Как изменились отношения между Россией и Центральной Азией с течением времени?
Все страны Центральной Азии были тесно связаны с Россией с момента обретения независимости, как в политическом, так и в экономическом плане. Они являются членами Содружества Независимых Государств, часть из них входит в Евразийский экономический союз, часть в другие организации – ОДКБ, Шанхайскую организацию сотрудничества и Совещание по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии.
Сегодня Россия по-прежнему остается одним из главных экономических, торговых и инвестиционных партнеров стран Центральной Азии, за последние пять лет у всех государств региона торговля с РФ выросла в два раза, в более, чем 30 млрд. долларов.
Какие вызовы и возможности вы видите для России во взаимодействии со странами Центральной Азии?
В связи с трансформацией всей системы международных отношений, ужесточением санкций против России, несмотря на вызовы, возникает окно возможностей сотрудничества стран ЦА и России.
В плане безопасности – остаются неизменными вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, борьба с незаконным наркотрафиком, учёт фактора Афганистана и т.д. Россия была и остается главным гарантом безопасности в регионе и играет ведущую роль в таких структурах безопасности, как ОДКБ и ШОС. Современная ситуация подталкивает страны к прагматизму и расширению партнерства в экономике. Россия остается одним из важнейших партнёров стран Центральной Азии, и продолжение разноформатного сотрудничества с ней может содействовать решению стоящих перед государствами региона приоритетных задач в сфере обеспечения региональной безопасности, социально-экономической стабильности, развития программ модернизации и информатизации.
Как вы оцениваете нынешнее положение дел между Россией и ее центральноазиатскими партнерами?
Россия остается центром притяжения и главным политическим и экономическим партнером и союзником для стран Центральной Азии, а сложившаяся ситуация с войной в Украине и с западными санкциями обусловила все большую заинтересованность России со своими центральноазиатскими партнерами. Все это проявляется в увеличении объемов товарооборота и повышением доли инвестиций со стороны России.
Понятно, что отношения России со странами ЦАР продолжатся, но скорее в формате двусторонних отношений. Но следует признать, что в регионе все более усиливается другой международный актор, готовый конкурировать с Россией не только в вопросах экономики, торговли, но и в вопросах безопасности. И это Китай. Для стран ЦА продолжает оставаться определяющей многосекторная внешняя политика и политика балансирования как между глобальными игроками – Россия, Китай, США, ЕС, так и региональными – Турция, Иран.
В контексте изменения векторов торговли усилился интерес стран региона и России к развитию транспортно-логистических направлений «Восток – Запад» и «Север – Юг». Серьезным инструментом давления России на Казахстан является не только тот факт, что через Каспийский трубопроводный консорциум проходит порядка 80% казахстанской нефти на внешние рынки. Некоторые казахстанские регионы также зависят от поставок российской электроэнергии.
Необходимо укреплять связи и двустороннюю торговую и инвестиционную политику между Россией̆ и странами Центральной Азии, повышать прозрачность и предсказуемость внешнеторговых действий и иностранных инвестиций; развивать коммуникацию и координацию в ключевых областях производства и совместно изучать разнообразные методы сотрудничества; укреплять диалог в областях, предоставляющих взаимную выгоду, взаимовыгодных и новых сферах; поощрять инвестиции и сотрудничество.