Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек», передает корреспондент Toppress.kz.
Законопроект направлен на продолжение модернизации судебной системы, сокращение излишних судебных процедур, которые приводят к необоснованным затратам времени и ресурсов, внедрение передовых электронных сервисов и предусматривает три основных блока поправок по: внедрению новых подходов к процессуальной роли судьи и других участников судопроизводства;;оптимизации процессуальных действий; дальнейшей цифровизации судопроизводства, – пояснил, представляя законопроект, председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Мейрамбек Таймерденов.
Он констатировал, что сегодня «самый главный упрек в отношении судов и главная критика, почему судья при рассмотрении дела не углубляется в детали, не изучает другие обстоятельства, почему удовлетворяется лишь представленными доказательствами». Причиной такого подхода является то, что судьи сегодня ограничены требованиями Гражданско-процессуального кодекса, в котором прописано, что судья не имеет права выходить за рамки непосредственно искового заявления.
Одним словом судьи связаны по рукам и ногам. Есть только один путь решения- кардинальное изменение роли судьи в процессе. Для принятия справедливого решения судья должен понимать спор всесторонне, до мельчайших подробностей. А это значит, что судья должен быть в процессуальном отношении свободным, должен самостоятельно определять, какой довод или доказательство ему исследовать. Это опыт, давно сложившийся в судах передовых и развитых стран. В случае принятия данной поправки, для достижения истины дела, судья становится более активным, а судебные процессы более состязательны, – считает Таймерденов.
Поэтому предлагается предоставить судье право принимать меры по проверке обоснованности доводов сторов и достоверности предоставленных ими доказательств, обсуждать со сторонами (стороной) обстоятельства дела, уточнять правовые позиции и доводы сторон, содействовать своевременному и полному сбору доказательств, их исследованию, давать судебные поручения, освобождать от оплаты юридической помощи и возмещения расходов, связанных с представительством, назначать официального представителя-адвоката по отдельным категориям дел.
Также предложено оптимизировать судопроизводство через расширение сферы применения упрощенного производства (увеличение ценового порога с 200 до 1000 МРП для физлиц, с 700 до 2000 МРП для юрлиц); сокращение отдельных процессуальных актов и действий; усиление роли альтернативных способов решения споров (примирительных процедур, арбитражного решения путем оптимизации порядка рассмотрения заявления о принудительном исполнении); совершенствование института тайны совещания; предоставление судье права на единоличное рассмотрение отдельных вопросов.
Законопроект передан в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.