На заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, рассмотрен вопрос развития транзитно-транспортного потенциала страны. С докладами выступили министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев и председатель правления АО «НК «КТЖ» Нурлан Сауранбаев, передает Toppress.kz.
Так, по словам главы МИИР РК, в настоящее время транспортная отрасль Казахстана демонстрирует положительную динамику. Сохранился рост объема грузоперевозок.
Так, за январь-февраль т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: – объем грузоперевозок железнодорожным транспортом увеличился на 10% и составил 70,8 млн тонн; – объем перевозок транзитных грузов вырос на 20% и составил 4 млн тонн, контейнеров – на 12% с показателем в 174,7 тыс. ДФЭ.
В этом году перед нами стоит задача довести объем грузоперевозок железнодорожным транспортом до 420 млн тонн, транзитных перевозок – до 24,5 млн тонн и транзита контейнеров – до 1100 тыс. ДФЭ. Сегодня порядка 90% транзитных грузов перевозится железнодорожным транспортом, — сказал К. Ускенбаев.
В целом ключевой количественный показатель развития транзитно-транспортного потенциала страны определен в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйверы развития страны». До 2025 года планируется довести объем транзитных перевозок до 30 млн тонн. Для достижения поставленной задачи министерством принимаются меры по строительству железнодорожной инфраструктуры, обновлению подвижного состава, контейнеризации грузов, развитию альтернативных маршрутов, развитию международных коридоров.
Для наращивания пропускного потенциала на так называемых «узких местах» в сфере железнодорожного транспорта до 2025 года планируется реализовать 3 ключевых инфраструктурных проекта.
Первый. «Достык – Мойынты». Реализация данного проекта позволит увеличить объем транзитных перевозок между КНР и Европой, пропускную способность участка – до 5 раз и повысить скорость перевозки до 1500 км/сутки.
Второй. «Дарбаза – Мактаарал». Данный проект позволит сократить транзитное расстояние в страны Средней Азии, а также обеспечить выход на Узбекистан через действующий пункт пропуска.
Третий. «Обводная железнодорожной линии станции Алматы». Проект позволит разгрузить Алматинский узел на 30% и сократить время доставки грузов до 24 часов. В целях поддержки отечественного вагоностроения внедрены инструменты государственной поддержки в виде субсидирования ставки вознаграждения для операторов вагонов при кредитовании на приобретение отечественных вагонов. В рамках данной программы приобретено порядка 3,5 тыс. фитинговых платформ и свыше 2 тыс. грузовых вагонов.
Также в текущем году «КТЖ» планирует закупить 1,5 тыс. грузовых вагонов. В целях дальнейшего развития грузовых перевозок министерством предлагается законодательно внедрить инструмент поддержки в виде субсидирования ставки вознаграждения при приобретении отечественных электровозов (ALSTOM) и тепловозов (ЛКЗ GE). Сегодня мировые грузоперевозки интенсивно переходят на контейнеризацию грузов.
Для реализации данного направления Министерством индустрии совместно с АО «НК «Қазақстан темір жолы» проведен тщательный анализ рынка перевозок. Определен прогнозный объем контейнеризации экспортных грузов и потребность в контейнерах. При этом на первоначальном этапе планируется провести контейнеризацию 2 млн тонн грузов. В связи с карантинными ограничениями на границе с Китайской Народной Республикой, ключевые предприятия страны — АрселорМиттал, ERG, Казцинк, Казхром, КазМинералс и YDD заинтересованы в контейнеризации своих грузов. Для перевозки экспортного объема транспортные компании Исткомтранс, Fesco и КТЖ рассматривают вопрос формирования достаточного контейнерного парка. Запуск серийного производства запланирован на декабрь 2022 года.
Планируется производить ежегодно до 10 тыс. контейнеров. Так, на базе отечественных заводов «Казахстан Инжиниринг», KLMZ «Мэйкер», SMP Group (КВК) и FESCO проводится работа по налаживанию производства отечественных 20- и 40-футовых контейнеров, а также контейнеров для рулонной стали и рудных грузов.
Фондом развития промышленности будет запущен механизм льготного кредитования для производителей и покупателей отечественных контейнеров. В целом 22 млн тонн экспортных грузов планируется переориентировать на контейнера, что потребует дополнительно порядка 117 тыс. контейнеров. Налаживание отечественного производства позволит сформировать достаточный парк контейнеров, повысить долю контейнеризации перевозок до 30%, — отметил глава Мининдустрии.
Кроме того, по словам Каирбека Ускенбаева, министерством проработаны альтернативные маршруты и коридоры перевозки экспортных и транзитных грузов. Предприняты оперативные меры по предотвращению разрыва логистических цепей поставок грузов.
Экспортные грузы переориентируются на латвийские порты (Лиепая, Рига, Вентспилс) и на Транскаспийский международный транспортный маршрут. В рамках ТМТМ с Азербайджаном, Грузией и Турцией достигнута договоренность по созданию Совместного предприятия на маршруте по аналогии Объединенной транспортно-логистической компании, — сказал он.
В целях развития грузоперевозок по ТМТМ также планируется создание «контейнерного хаба» на базе СЭЗ «Морпорт Актау». Проведены переговоры с сингапурской компанией PSA International по их участию в реализации проекта.
Также предполагается привлечь контейнерный парк мировых контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC и Cosco Shipping. Пополнение торгового флота 4 паромами планируется с привлечением частного бизнеса. В текущем году объемы перевозок через морские порты Актау и Курык планируется довести до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов. В целях повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков проводится работа по увеличению численности автопарка с 7615 ед. до 15 тыс. ед. к 2025 году.
Для этих целей в период с 2023 по 2028 годы седельные тягачи экологического класса Евро-5 будут освобождены от первичной регистрации. Также данный вид транспорта с массой от 12 до 50 тонн будет освобожден от утилизационного сбора. Указанные меры позволят сэкономить отечественным предпринимателям при приобретении седельных тягачей до 4,27 млн тг. Прогнозный объем транзитных автоперевозок к 2025 году увеличится до 3,5 млн тонн.
Для развития транзита первостепенное значение имеет пропускная способность международных коридоров. На сегодняшний день по территории Казахстана проходят 8 автомобильных транзитных коридоров. В целом все коридоры функционируют в полную мощность. По отдельным участкам ведется реконструкция, завершение которых планируется в 2030 году.
Первый коридор — это «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 2 747 км. Данный коридор обеспечивает транзитный поток с Китая через Казахстан, Россию и далее на Европу, а также в страны Средней Азии, в частности на Узбекистан, Кыргызстан и обратно. Полная реконструкция коридора проведена в период с 2009 по 2017 гг. В связи с приростом транспортных потоков в период с 2023 по 2030 годы планируется поэтапный перевод участка от г. Кызылорды до границы с Россией (Мартук) протяженностью 1 363 км в I техническую категорию.
Второй коридор — это «Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск – граница РФ на Курган» протяженностью 1868 км. Данный коридор обеспечивает транзитный поток со странами Средней Азии через Казахстан, Россию и далее на Европу. При этом часть транзита приходится со стороны Китая. В 2023 году будет завершена реконструкция участка «Алматы – Караганда» с переводом на I техническую категорию.
Третий коридор — «Нур-Султан – Костанай – гр. РФ на Челябинск» протяженностью 860 км. Данный коридор аналогично обеспечивает транзитный поток из стран Средней Азии через Казахстан, Россию и далее на Европу. В связи с увеличением интенсивности движения до 2030 года планируется участок «Нур-Султан – Костанай – гр РФ на Челябинск» перевести на I техническую категорию.
Четвертый коридор — «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – гр. РФ на Омск» протяженностью 1 116 км. Данный коридор является одним из основных маршрутов восточного региона, по которому транзит направляется из Китая через территории Казахстана, России и далее на Европу. В настоящее время ведется реконструкция участка «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау» с завершением в 2023 году.
Пятый коридор — «Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ на Барнаул» протяженностью 1210 км. Также является наиболее востребованным маршрутом, который обеспечивает транзит из Средней Азии и Китая через Казахстан в восточные регионы России и Дальний Восток. В настоящее время ведется реконструкция автодороги «Талдыкорган – Усть-Каменогорск». В 2023 году планируется полное завершение работ по данному участку.
Шестой коридор — «Актобе – Кандыагаш – Макат – Атырау – гр. РФ на Астрахань» протяженностью 893 км. Для западного региона данный коридор обеспечивает транзит стран Узбекистана и Туркмении по территории Казахстан, России на Европу. Ведется реконструкция по участкам «Актобе-Кандыагаш» и Атырау – Астрахань. Завершение планируется в 2023 году. В текущем году будет завершена реконструкция участка «Кандыагаш – Макат – Атырау».
Седьмой коридор — «Актобе – Уральск – Самара» протяженностью 523 км, является ответвлением коридора ЗЕ-ЗК через Уральск на Самару и далее через г. Брест на Европу. В связи с увеличением интенсивности движения до 2030 года планируется реконструкция под 1 категорию с четырехполосным движением.
Восьмой коридор – ТРАСЕКА.
На сегодня в связи с геополитическим положением в России очень востребован транспортный коридор ТРАСЕКА протяженностью 4 016 км. Маршрут коридора пролегает по основной части коридора Западная Европа – Западный Китай и далее через Актобе и Доссор выходит к морским портам Казахстана, — пояснил министр индустрии.
развитии железнодорожной инфраструктуры и транзитного потенциала доложил председатель правления АО «Казахстан Темир Жолы» Нурлан Сауранбаев. Так, в 2021 году рост контейнерного транзита через территорию Казахстана по всем коридорам составил 4,3 раза к уровню 2016 года (с 245 тыс. до 1 066 тыс. ДФЭ). По данным международных консультантов потенциал контейнерного транзита через Казахстан составляет 5-8% от контейнеропотока между Китаем/ЮВА и Европой.
Основным транзитным коридором является маршрут Китай – Европа – Китай, на котором оперирует успешно созданное совместное предприятие между тремя железнодорожными администрациями Казахстана, России и Беларуси – ОТЛК ЕРА. Так, на примере успешного опыта с ОТЛК, КТЖ выступил с инициативой создать Совместное предприятие с железными дорогами Азербайджана и Грузии для развития Middle коридор (ТМТМ). Совместно с центральноазиатскими соседями мы проводим работу по развитию Южного коридора. Исходя из итогов двух месяцев текущего года мы видим, что до конца года сохраним темпы транзитных перевозок контейнеров, — сказал глава КТЖ.
В 2021 году эксплуатационный грузооборот составил 239,3 млрд т/км, что стало историческим максимумом за годы независимости Республики Казахстан. Транзит достиг 39,6 млрд т/км (21 млн тонн). К уровню 2020 года рост транзита составил 2%. Итоговая прибыль составила 120,6 млрд тг, что в 7,4 раза больше факта 2020 года. Средняя заработная плата сотрудников КТЖ за февраль 2022 года составила 273 тыс тг, что на 41,5% больше аналогичного периода прошлого года. Возникшие в связи с пандемией серьезные перебои в работе воздушного и морского транспорта и как следствие рост стоимости морского фрахта придали железнодорожным перевозкам преимущества для увеличения доли рынка.
В этот непростой для всех период железная дорога продемонстрировала грузовладельцам стабильность железнодорожных тарифов, надежность сроков и условий доставки грузов. Более того, одним из преимуществ сухопутных железнодорожных маршрутов является его экологичность и энергоэффективность. Уровень выбросов углекислого газа от ж/д транспорта в 8 раз меньше чем в судоходстве, в 9 раз ниже авиации и в 24 раз меньше, чем от грузового автотранспорта. В рамках низкоуглеродной стратегии ЕС ключевая роль отводится развитию именно железнодорожного транспорта. КТЖ инициированы 3 ключевых инфраструктурных проекта, направленных на увеличение пропускной способности с Китаем: 1. Строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты. 2. Строительство обводной линии вокруг Алматы. 3. Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал.