Для решения ряда вопросов и проблем отрасли, в Казахстане была утверждена дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы. Документ разработан министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Союзом машиностроителей Казахстана, передает Toppress.kz.
Главная цель документа – повышение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли. Дорожной картой предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.
В настоящее время машиностроение в стране развивается динамичными темпами. Объем производства в отрасли за период январь – апрель 2019 год составил 359,4 миллиарда тенге, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше на 19,8 процентов. Доля в обрабатывающей промышленности составила 11 процентов, в общей промышленности Казахстана 4 процентов.
Одним из основных пунктов дорожной карты является принятие закона "О промышленной политике". Это позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности.
Кроме того, будет создан фонд развития промышленности Казахстана при МИИР РК. Такие фонды успешно работают в России, Беларуси и странах ОЭСР. Эффективность деятельности фондов обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеется четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки.
Также ожидается введение налоговых преференций предприятиям, для модернизации существующих мощностей, а также дальнейшее наращивание экспортного потенциала. Большая роль отведена развитию базовых производств, таких как литье, поковка, штамповка. Предполагается запуск литейного производства в ключевых для отрасли регионах Казахстана. В частности, проработка вопроса по созданию 5 базовых предприятий по производству литья, поковок и штамповок для машиностроения с территориальным расположением Север, Юг, Восток, Запад, Центр на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств На сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 миллиона тонн из них литья 200 тысяч тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл в России и Китае.
Сегодняшняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свои неэффективность. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО "НУХ «Байтерек" из общего объема финансирования в более чем 2 трлн. тенге в 2017 году, лишь 6,6 процентов направил на проекты в обрабатывающей промышленности.
За последние 5 лет увеличилась численность учащихся в организациях технического и профессионального образования. Общая численность принятых в 2018 году на обучение по специальностям для отрасли машиностроения в учебные заведения ТиПО составила 22 тыс. человек, количество обучающихся – 62,8 тысяч человек. В дорожной карте предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70 процентов государство/учебное заведение, 30 процентов работодатель.