Государственный деятель Ермухамет Ертысбаев в своем интервью редакции Toppress.kz поделился своими прогнозами о том, какая из политических партий одержит победу на выборах, которые состоятся меньше, чем через месяц и каким образом ребрендинг некоторых партий может повлиять на результаты выборов.
– Как Вы знаете, исследовательский институт «Қоғамдық пікір» («Общественное мнение») недавно провел опрос, по результатам которого 72,1 процента опрошенных ответили, что на предстоящих выборах победит партия Nur Otan. Насколько на Ваш взгляд оправдаются данные прогнозы респондентов?
– Они опросили 1200 респондентов, которые представляли все социальные страты в нашем обществе. Исследование было проведено по методике института Гэллапа. Вопросы там задавались очень грамотно: за кого будет респондент голосовать; знает ли он дату выборов; знает ли респондент, где находится избирательный участок и так далее. Таким образом, был проведен очень грамотный, методологически выверенный социологический опрос – это во-первых.
Во-вторых, сама администрация Президента проводит еще и закрытый социологический опрос, поэтому, я думаю прогнозы респондентов о лидерстве партии Nur Otan абсолютно верные. Нет никакого смысла Институту искажать эти данные. Ну и самое главное – Nur Otan является единственной политической партией, которая проводит масштабную идеологическую и политическую работу. И дело не только в Праймериз, а в том, что партию возглавляет отец-основатель нашего государства, всемирно известный политик Нурсултан Назарбаев. Именно поэтому партия Nur Otan идет вне конкуренции.
– Что в таком случае Вы можете сказать о других партиях-участницах? Сколько по-Вашему они наберут в процентном соотношении?
Не знаю, очень трудно сказать. Я думаю, что будет хорошо, если в Парламент оптимально пройдут 3-4 партии, потому что власть в этом заинтересована – это политика Президента Токаева – в том, чтобы оппозиция была представлена в Парламенте. Говорить о процентах я не могу, потому что у нас очень высокий 7-процентный проходной избирательный порог. Если взять 12 миллионов человек, то 7 процентов это практически 800 тысяч голосов нужно набрать. Это гигантская сумма и мне очень трудно представить, что кроме Nur Otan какая-то политическая партия в Казахстане способна набрать столько голосов.
– Сейчас некоторые партии в преддверии выборов делают ребрендинг. Например, «Бiрлiк» теперь «Адал», Коммунистическая народная партия Казахстана также изменила свое название. Насколько Вы считаете данные меры своевременными? Как-никак выборы состоятся уже очень скоро.
– Естественно это пиар-ход, чтобы привлечь внимание аудитории. «Адал» с казахского языка переводится «честность», может быть на кого-то это и произведет впечатление. Потому что название «Бiрлiк» (прим. ред. – с казахского языка «единство») так скажем, менее привлекало по замыслу организаторов этой партии. Я всегда говорил и буду говорить, что серьезная предвыборная стратегия должна выстраиваться гораздо заранее. Поэтому сейчас делать ребрендинг за полтора месяца до выборов, да еще и перед Новым годом – это, по меньшей мере, смешно.
А вот то, что Коммунистическая народная партия Казахстана убрала слово «коммунизм» в названии, меня очень порадовало. Все-таки коммунизм – это утопия, и причем с точки зрения воплощения этой утопии в практику это еще и тоталитарный режим. Все знают, что коммунизм принес очень большие беды. Даже в Китае при Мао Цзэдуне были и репрессии, и голод. Я уже ранее критиковал партию по этому поводу, может быть они прислушались и решили вообще изъять слово «коммунизм». Тем не менее, у них получилось тоже очень звучное название «Народная партия Казахстана». Что из этого выйдет я не могу, и честно говоря, меня это мало интересует.