В начале текущего месяца Минсельхоз пообещал принять меры по сдерживанию цен на яйца и к концу 2023 года обеспечить продовольственную независимость страны. Но, поскольку на календаре только март 2021 года, подорожание яиц в стране все еще остается актуальной и наболевшей темой для всех казахстанцев. Не так давно мы уже разобрали возможные причины необоснованного роста цен и выяснили, что думают об этом сами потребители.
К сожалению, повышение цен на яйца порождает такое же стремительное удорожание продукции пищевой промышленности, а значит прямо влияет и на всю сферу общественного питания. Таким образом, сегодня казахстанцы вынуждены переплачивать не только за сами яйца, но и за всю готовую продукцию, изготовленную из них.
Столовые, кулинарии и кондитерские пострадали куда больше. В современных реалиях они вынуждены всеми силами сдерживать цены на свою продукцию и работать в ноль, чтобы выдержать конкуренцию рядом с крупными компаниями. О том, как сказалось подорожание яиц на малый и средний бизнес в сфере общественного питания, читайте в материале корреспондента Toppress.kz.
По словам заведующей столовой Университета КАЗГЮУ Ардак Рахимовой, рост цен на яйца оказал крайне негативное влияние на их работе.
Мы закупаемся невероятно большим количеством яиц, потому что для приготовления почти всех изделий в нашей столовой мы используем куриные яйца: продаем отборные отварные яйца поштучно, глазуньи на завтрак, целый ряд выпечки, торты и пирожные. В частности, именно эта продукция подорожала в связи с ростом стоимости яиц. Вообще, цены на яйца начали повышаться примерно с октября 2020 года, в этот же период наша столовая возобновила свою работу в университете, но уже к январю текущего года из-за непрерывного роста цен на яйца мы были вынуждены увеличить стоимость некоторых видов продукции на 10%. Несмотря на это, мы по сей день максимально стараемся сдерживать цены на наши блюда и изделия на доступном уровне, поскольку наши основные клиенты – это дети, студенты университета. Наше руководство заинтересовано в том, чтобы дети питались полезно, вкусно и, конечно же, доступно в цене, – рассказала заведующая столовой.
Однако, по ее словам, сохранить доступные цены на продукцию общественного питания в таких жестких условиях роста стоимости яиц является задачей практически невыполнимой. Студенты зачастую не имеют собственного заработка и покрывают свои расходы из карманных денег. Хорошо, если ребенок живет в городе с семьей, но если мы говорим об иногородних студентах или стипендиатах, то здесь вопрос стоимости еды играет не последнюю роль для молодых людей. Таким образом владельцы университетских столовых в Казахстане находятся просто в безвыходном положении.
Изначально по нашей столовой очень сильно ударила пандемия, поскольку мы находимся при университете, а все студенты на целый год перешли на дистанционное обучение. Вторым ударом для нас стало повышение цен на социально-значимые продукты, в том числе на яйца, что повлекло за собой повышение цен на наши изделия. Но это была вынужденная и единовременная мера – больше цены повышать мы не планируем. И это несмотря на то, что уже с марта мы не получаем прибыль, а выходим в ноль, так как с января по март цены продолжали расти. Если цены продолжат расти и дальше, то столовые при университетах рискуют уйти в минус, а значит в ущерб себе. Потому что повышать цены на продукцию для нас уже недопустимо, так как это скажется в первую очередь на детях, – добавила Ардак Рахимова.
В аналогичной ситуации оказалась и Альмира Омарова – владелица небольшого кулинарного бутика, где изготавливают не только кондитерские изделия, но и горячую несладкую выпечку.
Бизнес у меня небольшой, в штате всего 5 человек, поэтому я так же непосредственно принимаю участие в работе, в том числе сама закупаю сырье. Если честно, я уже некоторое время пребываю в шоке от цен на яйца. Абсолютно вся наша продукция изготавливается из яиц, поэтому для нас такие изменения в цене происходят максимально ощутимо и болезненно. Только представьте, мы еженедельно делаем закуп яиц, и каждая партия составляет порядка 100 штук, итого в месяц нами закупается около 400 яиц. Сейчас в лучшем случае минимальная цена на яйцо выходит 58 тенге и это при том, что оно не отборное, а первой категории. И нужно учесть, что мы закупаем яйца оптом предварительно обойдя рынки в поисках самой выгодной цены. Обстоятельства вынуждают нас тратить на это время, чтобы хоть как-то сэкономить. Ну а если покупать в первом попавшемся магазине, то стоимость будет гораздо выше, так что найти яйцо первой категории за 58 тенге – это большая удача, – сказала предпринимательница.
Столь критический рост цен повлек весьма негативные последствия для кондитерского бизнеса Альмиры, поскольку ей пришлось увеличить стоимость изделий, чтобы не уйти в минус. Однако у многих ее клиентов повышение цен вызвало негодование.
Иногда клиенты увидев цены говорят: “А почему так дорого?”. Я, конечно, пытаюсь объяснить, что практически все сырье подорожало, в том числе и яйца, хотя себестоимость изделий должна быть гораздо ниже, чем она есть сейчас. Но зачастую потребителю это не важно, он хочет видеть на выходе хороший товар по выгодной цене, и это вполне нормальная реакция. У меня, как у кондитера, есть своя миссия – я хочу делать для людей качественный, и в то же время доступный продукт без использования сомнительного и дешевого сырья. Но в нынешних реалиях, с учетом цен на яйца, это означает работать в убыток, – сказала девушка.
Тем не менее, по словам хозяйки кулинарии, она повысила цены на изделия ровно настолько, чтобы это позволяло ей работать не в минус, а хотя бы в ноль.
Сильно задирать цены я не хочу, да и не могу. Нынешняя стоимость продукции позволяет нам уходить в ноль и хоть как-то держаться на плаву, а если наши изделия станут еще дороже, то продукт станет просто неконкурентоспособен по цене. В этом плане владельцы небольших кондитерских находятся в проигрышном положении по сравнению с крупными компаниями, у которых уже налажено массовое производство. За счет больших объемов работы повышение цен на яйца сказалось на субъектах крупного бизнеса не так, как на нас, и они могут себе позволить практически не увеличивать стоимость продукции. Соответственно, более низкая цена делает их изделия гораздо привлекательнее в глазах покупателей, в то время как мы, субъекты малого и среднего бизнеса, рискуем либо понести убытки, либо потерять клиентов, – подытожила Альмира Омарова.
Цена на изделия повысилась и у домашних кондитеров, которые хоть и не арендуют коммерческие помещения, но зато покупают яйца еще дороже, так как берут их не оптом, а штучно.
В магазинах произошло подорожание не только яиц, но и таких продуктов, как мука, сахар, молоко, растительное и сливочное масла. Я, как кондитер, начала нести некоторые убытки в связи с этим. Поэтому это, конечно же, сказалось на цене моих изделий. Например, если раньше килограмм моего торта стоил 4500 тенге, то теперь цена повысилась до 5500 тенге. Такие изменения коснулись не только тортов, но и остальных десертов, таких как пирожные, капкейки и рулеты, – рассказала домашний кондитер Дана Амангельдина.
Экономический эксперт, член общественного совета города Нур-Султан Жанат Нургалиев говоря о сложившейся ситуации, отметил, что понеся некоторые убытки в результате падежа птиц и сокращения субсидий, яичные производители стараются восполнить свои затраты за счет покупателей.
Все крупные яичные производители Казахстана получают государственную поддержку, выделяемую Министерством сельского хозяйства. Однако не так давно компаниям-членам Ассоциации яичных производителей Казахстана сократили субсидии на 50%. Именно на это они и ссылаются, как на один из факторов повышения цен на яйца. Другая причина, которую указывает производитель – это падеж птицы в результате эпидемии птичьего гриппа в прошлом году. Поэтому сейчас производители яиц стараются изо всех сил восполнить свои затраты за счет покупателей. Однако, справедливо будет отметить, что субсидии ведь не отменили, а всего лишь сократили. То есть, государство продолжает материально помогать производителям, но они, тем временем, продолжают повышать цены, – сказал эксперт.
Еще одним фактором увеличения стоимости яиц, по словам производителей, является подорожание сырья. Однако Жанат Нургалиев уверен, что цены на сырье производителей поднялись не настолько сильно, насколько они подняли цены на яйца.
Они (яичные производители – прим.ред.) также приводят как аргумент рост цен на сырье – корма, и так далее. Но сырье подорожало не настолько сильно, насколько они подняли цены на яйца – в разы. Так что это довольно спорный вопрос. На мой взгляд, здесь имеет место монополия и ценовой сговор. Необходимо, чтобы уполномоченный орган провел соответствующую проверку на наличие факта сговора, необходимо постатейно проверить настоящую себестоимость продукта. А сейчас, как я и говорил, всю нагрузку и свою маржинальность они перекладывают на самих потребителей. Но потребитель же не виноват, что в Минсельхозе изменилась политика субсидирования, – заявил экономист.
По его мнению, чтобы снизить цены на яйца, нужно постепенно вводить новых игроков на рынок.
Нужно повышать конкуренцию, чтобы не только избранные производители получали субсидии, но и другие имели доступ к этим ресурсам, в том числе и кредитным. И тогда, с появлением реальной конкуренции, цены на яйца поползут вниз, – резюмировал Нургалиев.
Напомним, по результатам анализа Агентства по защите и развитию конкуренции РК выяснилось, что в действиях каждого второго крупного яичного производителя в Казахстане обнаружены признаки ценового сговора. То есть, из 34 крупнейших птицефабрик у 13 выявлены признаки сговора при реализации яиц – в Шымкенте, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Жамбылской и Атырауской областях.