Не так давно Антикоррупционная служба призвала Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова наказать главу Комитета транспорта Самата Гилимова за многочисленные коррупционные преступления сотрудников ведомства. Уйдет ли в отставку председатель Комитета после скандала и обращения Антикора, время покажет. А пока редакция Toppress.kz предлагает вспомнить, какими нарушениями антикоррупционного законодательства в сфере транспортного контроля запомнились нам подчиненные Гилимова.
Развитие транспортной инфраструктуры является одним из ключевых приоритетов страны и имеет стратегическое значение для государства. Однако, вместе с этим, данная отрасль является наиболее коррумпированной в Казахстане. Чтобы видеть все масштабы и фатальность проблемы, обратимся к последним статистическим данным Антикоррупционной службы, опубликованные в феврале текущего года.
С 2017-го по текущий период 2021 года в производстве Антикоррупционной службы находилось порядка 120 досудебных расследований по фактам коррупционных правонарушений в транспортной сфере. Производством окончено более 100 уголовных дел, – говорится в сообщении.
В ведомстве также добавили, что наиболее распространенными видами коррупционных преступлении, совершаемыми сотрудниками транспортного контроля, являются взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями.
Первый подобный кейс произошел в Талдыкорганском городском суде, где за систематическое еженедельное получение взяток осудили бывшего заместителя руководителя Инспекции транспортного контроля Алматинской области Жантурова Б. и приговорили к штрафу в размере порядка 100 миллионов тенге. Помимо этого, в данном деле были замешаны и другие сотрудники Инспекции транспортного контроля региона. Так, Шагырбаев А., Іңкәрбек С. и Мадимов Е. были осуждены за пособничество в получении взятки от руководителей и доверенных лиц 25 крупных грузоперевозочных предприятий за общее покровительство, беспрепятственное передвижение на территории города Алматы, Алматинской области и увод от административной ответственности при нарушении правил перевозки (от 25 тысяч тенге за каждое грузовое автотранспортное средство). Пособников суд обязал выплатить штраф в размере от 6 до 7 миллионов тенге, а Садвакасова М. приговорили к 5 годам лишения свободы.
Можно было бы предположить, что такие грубые нарушения коррупционного законодательства и пробелы в надзоре за деятельностью региональных транспортных инспекций происходят из-за географического расстояния от своего начальства в лице главы Комитета транспорта МИИР РК Самата Гилимова. Но нет. Как показала печальная практика, даже под носом у Гилимова прямые подчиненные попадались на получении взяток.
Ярким примером этого является получение взятки на сумму более 2 миллионов тенге бывшим главным экспертом Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Абденовым за беспрепятственную выдачу разрешений одной из частных компаний по осуществлению международных пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту «Костанай – Екатеринбург». 18 февраля 2021 года Байконырский районный суд №2 города Нур-Султан вынес приговор в отношении Абденова и вменил ему штраф в размере 50,4 миллиона тенге с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.
Вместе с тем, как сообщил представитель Агентства, в производстве Антикоррупционной службы находится уголовное дело в отношении еще одного сотрудника Комитета транспорта МИИР РК по подозрению в получении взятки в сумме более 8 миллионов тенге за покровительство деятельности в сфере обязательного проведения технического осмотра транспортных средств.
Кроме того, Антикоррупционной службой по городу Нур-Султан завершены досудебные расследования в отношении должностных лиц Инспекции транспортного контроля по городу Нур-Султан Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК по факту систематического получения взяток от 5 до 15 тысяч тенге от водителей грузовых автотранспортных средств, за беспрепятственный проезд и не привлечение к административной ответственности по ст.571 КоАП РК (нарушение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов).
Аналогичные преступления в указанный период пресечены в Актюбинской, Атырауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях, городах Алматы и Нур-Султан.
Однако в своем письме к главе МИИР РК Антикор обращает внимание, пожалуй, на самые громкие коррупционные преступления в сфере транспортного контроля.
Нами направлено письмо на имя министра индустрии и инфраструктурного развития Атамкулова о рассмотрении вопроса соответствия занимаемой должности председателя комитета транспорта Гилимова. Трое его непосредственных подчиненных осуждены за коррупцию: руководители территориальных инспекций транспортного контроля Петралиев по Алматы, Арапбаев по Костанайской области и Сугиров по Атырауской области.
Последний совершил преступление до 10 декабря 2019 года, то есть до вступления в силу законодательной нормы, — рассказал следователь по особо важным делам агентства по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров.
Напомним, чем именно «прославились» выше упомянутые лица.
Антикоррупционной службой ранее было окончено досудебное расследование в отношении руководителя РГУ “Инспекция транспортного контроля по Костанайской области” Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Арапбаева Ж.К. Он подозревался в получении взятки при пособничестве гр. Ергельдинова Ж.К., на сумму 1 миллиона тенге от директора коммерческого предприятия за организацию беспрепятственного проезда грузовых автотранспортных средств и не привлечение к административной ответственности. 15 июня 2020 года приговором суда №2 города Костанай Арапбаев и Ергельдинов признаны виновными и им назначено наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки, что составляет 30 млн. тенге, каждому. Осужденные пожизненно лишены права занимать должности на государственной службе.
Антикоррупционной службой по г.Алматы ранее в связи с полным признанием вины в порядке ускоренного производства в суд направлено уголовное дело в отношении руководителя Инспекции транспортного контроля Комитета транспорта МИИР РК по г.Алматы Петралиева Х.Т., который 15.04.2020 года в условиях чрезвычайного положения в стране, будучи должностным лицом, лично получил взятку в сумме 330 тыс. тенге (по 33 000 тенге за одну автомашину) от исполнительного директора ТОО за беспрепятственное передвижение 10 грузовых автомашин предприятия на территории города Алматы.
Приговором Ауэзовского районного суда города Алматы, Петралиев Х.Т. осужден к штрафу в сумме 9,9 млн. тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.
16 июля 2020 года судом №2 г.Атырау осужден руководитель Инспекции транспортного контроля по Атырауской области Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сугиров Н. Он приговорен к штрафу в размере 1,2 млн. тенге (с пожизненным лишением права занимать должности на гос. службе). Сугиров подозревался в злоупотреблении должностными полномочиями, чем причинил существенный вред интересам одного из ТОО, а также в незаконном участии в управлении ИП, зарегистрированного на его сына, с предоставлением данному ИП преимуществ.
Проанализировав сложившуюся тенденцию можно прийти к нехитрому умозаключению о том, что сомнения Антикора в компетенции председателя Комитета транспорта МИИР РК Самата Гилимова вполне обоснованы. Очевидно, что работа чиновника по профилактике коррупции в Комитете транспорта была с треском провалена, и вопрос о его отставке сейчас стоит наиболее остро.
Такого же мнения придерживается и член Республиканской специальной мониторинговой группы при АПК Алдан Менкеев.
В самом Комитете транспорта МИИР РК существовал, (а может и существует по сей день) целый Отдел анализа коррупционных рисков. Но, тем не менее, задержания Антикором сотрудников транспортной инспекции продолжаются. Ранее я уже проводил анализ, согласно которому 90 процентов коррупции в Комитете транспорта приходится на весовой и габаритный контроль. Таким образом, на Комитет возложено около 80-90 функций, и только на одну функцию приходится более 90 процентов коррупции. Многие страны уже решили эту проблему. У нас же – либо не могут, либо не хотят, – сказал Менкеев.
Он также напомнил, что экс-глава Комитета Асет Асавбаев покинул свой пост после критики Председателя Антикоррупционного агентства.
Нынешний Председатель Комитета транспорта Самат Гилимов уверял, что будет бороться с коррупцией, но по факту никаких положительных изменений не произошло. Поэтому, я считаю, что и Гилимова нужно снимать с должности. Сам факт его назначения мне совершенно непонятен, ведь назначают на руководящую должность тех, кто смог показать хороший результат на прошлой позиции. Но ведь нынешний председатель был заместителем, а до этого курировал деятельность Инспекций транспортного контроля в регионах, и при этом проблема коррупции там совершенно не решилась. Но, тем не менее, этот человек продолжает расти по карьерной лестнице.
Во время последнего задержания в ВКО была пресечена деятельность целой преступной группировки из числа 11 сотрудников Инспекции транспортного контроля Комитета транспорта – подчиненных Самата Гилимова, а это уже тревожный звонок для МИИР РК и серьезные предпосылки для снятия его с поста Председателя Комитета транспорта, – заключил спикер.
Редакция Toppress.kz в свою очередь направила соответствующие запросы в Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Антикоррупционную службу с просьбой прокомментировать участившиеся факты коррупции в сфере транспортного контроля. В частности, как взяточничество среди государственных служащих влияет на качество дорог в стране и на налоговые поступления в бюджет.