С открытых, а позже и крытых рынков или в народе базаров некогда началась свободная рыночная экономика на всем постсоветском пространстве, передает Toppress.kz со ссылкой на inbusiness.kz. Как сегодня живут рынки в Казахстане, кто платит налоги, кому достается самая большая “маржа”, и почему этот бизнес до сих пор жив вопреки расцвету супермаркетов и торговых центров? Обо всем этом поговорили с директором ТОО “Altyn Orda QazTrade LTD” Данияром Абдигапаровым.
– Расскажите, ведется ли какая-то статистика о том, какие объемы продуктов питания ежедневно завозятся и реализуются на Алтын Орде? Что пользуется наибольшим спросом у покупателей? И правда ли, что большинство продукции сейчас завозится из Китая?
– Сразу скажу, что продукция китайского производства составляет малую часть, это видно и по накладным от поставщиков. Объемы поставок регулируют сами продавцы в зависимости от спроса. Мы лишь можем наблюдать и вести статистику на основе документов. В целом, это всегда постоянные категории товаров первой необходимости, с небольшим отклонением на сезонные овощи и фрукты. Если брать среднегодовые цифры, то могу сказать, что ежедневно на ТЛЦ “Алтын Орда” завозится порядка 600 тонн овощей.
Основными поставщиками овощной продукции являются регионы Казахстана, самые большие объемы поставок, конечно, у картофеля – до 220 тонн в день. Далее идут лук, капуста, морковь – порядка 70-80 тонн в день. Такие овощи, как тыква, редька, свекла пользуются у нас меньшим спросом – около 10 тонн в день. Завозят на рынок и импортные овощи – помидоры, огурцы, перец, брокколи из Узбекистана и частично из Китая. Но по помидорам и огурцам сейчас хорошую конкуренцию составляют и казахстанские теплицы.
Мясо в основном поставляют казахстанские фермеры. Наибольшим спросом пользуется говядина – до 7 тонн в день, немного уступает конина примерно – 4,5 тонн в день, баранина – до 4 тонн, мясо курицы – порядка 3 тонн, и наименьшая популярность у свинины – всего 0,5 тонн в день.
Также на рынок привозят до 30 тонн муки, до 15 тонн риса и порядка 10-12 тонн подсолнечного масла ежедневно. Все это продукты первой необходимости.
И, конечно, большим спросом пользуются фрукты. Вот здесь как раз преобладает импорт, особенно в зимнее время, по понятным причинам. Яблоки и груши в основном казахстанские, а также из соседнего Кыргызстана, порядка 20-25 тонн в день. Популярны цитрусы, бананы, киви – до 220 тонн в день такой продукции закупают продавцы, их поставляют в основном из Турции, Китая, Пакистана, Южной Америки. Виноград, хурму, лимоны нам поставляют соседи – Узбекистан и Таджикистан, экзотические фрукты – Греция, Египет, Китай, порядка 20-30 тонн в неделю.
– И сколько из этого объема потребляет город Алматы, какая доля приходится на область?
Порядка 62% всех поступающих на ТЛЦ продуктов питания потребляют жители Алматы, остальные 38%, соответственно, приходятся на соседние регионы.
– Понятно, что реализаторы зарабатывают на ценовой разнице. А на чем зарабатывает администрация рынка? Из чего складывается прибыль и какие налоги оплачиваются в бюджет области?
Администрация ТЛЦ “Алтын Орда” получает прибыль от сдачи в аренду торговых мест. Это склады, бутики, контейнеры, прилавки, площадки под торговлю с машин и тому подобное. Мы обеспечиваем оборудованные места для торговли, безопасность, условия для хранения и получаем за это фиксированную плату, здесь все прозрачно для всех сторон. Как юридическое лицо, мы исправно платим налоги в бюджет. Совокупно за 2019-2021 гг. в бюджет перечислено свыше 1 млрд тенге.
– То есть, ТЛЦ – только арендодатель? А может ли администрация как-то влиять на ценовую политику арендаторов? Как регулируются цены?
Нет, администрация ТЛЦ никак не вмешивается в предпринимательскую деятельность арендаторов. Наши отношения с продавцами заканчиваются на аренде помещения и оборудования. Но вместе с тем, ТЛЦ открыт для любых предпринимателей при оплате арендной платы за торговое место, что повышает конкуренцию между ними. И естественно, по рыночным законам, выигрывают те, кто ставит более низкие цены на свою продукцию – так абсолютно рыночным путем соблюдается баланс спроса и предложения.
– Вы упомянули, что администрация обеспечивает и безопасность, а как функционирует служба безопасности рынка? Есть ли нелегальные мигранты, какие преступления пресекаются, сотрудничаете ли с полицией области?
Да, обеспечение безопасности и защита объектов ТЛЦ – это как раз одна из основных функций администрации. Помимо собственной службы безопасности, на территории рынка действует участковый опорный пункт. Он располагается в отдельно стоящем административном здании, которое мы предоставили УП Карасайского района на безвозмездной основе. Во многом благодаря этому и совместной профилактической работе охраны рынка и полиции преступления и правонарушения у нас сводятся к минимуму. Могу сказать, что за последние годы безопасность на рынке значительно улучшилась.
– Недавно Министерство торговли и интеграции заявило, что на Алтын Орде не соблюдаются требования правил внутренней торговли, присутствует теневой оборот. Администрация как-то реагирует на эти замечания?
Я могу с уверенностью сказать, что в ТЛЦ соблюдаются все требования правил внутренней торговли. Администрация рынка на постоянной основе проводит разъяснительные работы, в том числе, по части соблюдения норм Закона РК “О регулировании торговой деятельности”. Это консультации и рекомендации арендаторам розничной торговли по части соблюдения пределов торговой надбавки, утвержденной законом, на социально значимые продовольственные товары. Также мы тщательно следим за качеством и соблюдением требований безопасности всех реализуемых на нашем рынке продуктов питания. Для этого на ТЛЦ функционирует аккредитованная испытательная лаборатория, которая проводит исследования пищевой продукции для подтверждения соответствия ее качества и безопасности. Несоответствующая безопасности пищевая продукция запрещается к реализации и направляется на утилизацию. Мы к открыты к диалогу и готовы сотрудничать с уполномоченными государственными органами.
– А как насчет прозрачности цепочки поставок – от поля до прилавка. На каком этапе, кто сколько зарабатывает в процентном соотношении? Из чего складывается розничная цена овощей и фруктов?
Конечная цена для потребителя формируется из трех основных факторов. Первый – это производитель, непосредственно фермер. К примеру, производители картофеля в Павлодарской области устанавливают цену, исходя из баланса спроса и предложения на страновом уровне, при этом значительное влияние всегда имеет рынок России и Узбекистана. Например, дефицит картофеля в РФ на фоне невысокого урожая у нас в Казахстане в 2021 году подстегнул рост цен по всей республике, аналогичная ситуация была с капустой. При этом именно производители имеют самую высокую маржу – от 30% до 100%. Но и бизнес у них сам по себе капиталоемкий и рисковый.
” alt=”” aria-hidden=”true” />
Второе звено – оптовики на рынках, среди которых самая высокая конкуренция. Здесь имеется в виду, что цепочка поставок “интегрирована” от производителя до покупателя, и это рыночная потребность, более того складывающаяся продолжительное время, а не кем-то продиктованные условия. Выигрывают в данной рыночной борьбе игроки с эффективной логистикой. Сам ТЛЦ Алтын Орда открыт для всех оптовиков – достаточно оплатить арендную плату за место.
На этом этапе невозможно получить высокую прибыль, маржа оптовых продавцов обычно составляет порядка 5% с покрытием их расходов на логистику.
Финальное звено – розничные торговые точки Алматы и области. Порядка четверти объема поставок приходится на розничные базары – их в Алматы 7, около 50% – на торговые сети класса А, и остальная часть – на магазины у дома. У каждой розничной точки свое ценообразование, которое зависит от расположения, спроса и других факторов. Валовая маржа здесь составляет от 20% до 100%, но и издержки на этом этапе самые большие – это аренда помещения, заработная плата персонала, коммунальные расходы и многое другое.
Отношения между всеми оптовиками и розничными торговцами регулируются рыночными факторами. ТЛЦ Алтын Орда администрирует арендные платежи и обеспечивает свободный доступ всех желающих игроков, так как это наоборот повышает конкуренцию и удерживает самые низкие оптовые цены, что делает ТЛЦ привлекательным для всех предпринимателей. У нас закупаются многие другие рынки, базары Алматы и Алматинской области.
– То есть, основной заработок все-таки у розницы?
Сложно сказать однозначно. В бизнесе нет сверхприбылей, это всегда, в первую очередь, риски и затраты. Любой внешний фактор может повлиять на торговлю – общая рыночная обстановка, климатические условия, ситуация в соседних странах. Поэтому любое ценообразование всегда естественно и складывается между участниками этого рынка.
– Но рынок зависим не только от спроса и предложения. Как влияет экспорт на цены?
Действительно, большинство плодовоовощной продукции на территории нашей страны созревает поздно, поэтому мы всячески зависим от импорта этой продукции, особенно в зимнее время. Это поставки из стран ближнего и дальнего зарубежья. В процентном соотношении могу сказать, что на импорт приходится порядка 40% от общего числа поступающей на ТЛЦ плодоовощной продукции. Соответственно, 60% мы все-таки получаем со стороны отечественных товаропроизводителей. Надеемся, этот процент будет расти в пользу казахстанских поставщиков, но на сегодня ситуация такая.
– Рынки и базары – неотъемлемая часть торговли. Как показывает опыт развитых стран, им предстоит модернизация. Есть ли у вас на этот счет стратегия развития?
У нас есть утвержденный детальный план развития ТЛЦ “Алтын Орда”, согласно которому с 2019 года началась поэтапная модернизация рынка. Начал функционировать современный пункт убоя домашнего скота, соответствующий всем правилам технического регламента, с возможностью шоковой заморозки готовой продукции. Для нас это достижение, которым мы можем гордиться.
В том же 2019 году начата реализация второго этапа модернизации ТЛЦ, связанная со строительством крытого торгового павильона №1. В 2020 году он был открыт. В павильоне созданы комфортные условия как для арендаторов, так и для покупателей, на сегодня там осуществляется розничная торговля плодовоовощной, молочной, мясной и рыбной продукцией.
В 2021 году началась реализация третьего этапа модернизации, а именно строительство первой очереди крытого торгового павильона №2. Его открытие запланировано на май этого года, но весь проект состоит из четырех этапов строительства со сроком реализации 5 лет. В текущем году также запланировано начало строительства кросс-доков, которые будут способствовать упрощению логистики бизнеса и снижению стоимости его продукции за счет сокращения расходов на складское хранение продукции.
Также мы поэтапно осуществляем благоустройство территории, прилегающей к торговым павильонам. Это размещение парковочных зон, зон отдыха и санитарного оборудования. После завершения третьего этапа модернизации на въездах будут установлены автоматы для расчета и приема денежных средств, плата будет взиматься непосредственно за время нахождения автомобиля на парковке. Так мы планируем избавиться от стихийной парковки и навести порядок на прилегающей территории.
Во втором полугодии 2021 года для удобства посетителей и гостей ТЛЦ на территории рынка была открыта автостанция, которая начала осуществлять межобластные пассажирские перевозки. Автостанция построена в соответствии со всеми нормами. В здании есть зал ожидания для пассажиров, диспетчерская, комната для матери и ребенка, камера хранения багажа, комната отдыха для водителей автобусов, медицинский пункт и другие необходимые помещения.