Предприниматели не поддержали инициативу по отмене прямых переговоров по определению партнера в рамках государственно-частного партнерства. Инициативы госорганов по внесению изменений в законодательство о ГЧП обсудили в ходе заседания Совета по мониторингу проектов ГЧП на площадке НПП РК «Атамекен» под председательством депутата Мажилиса Аманжана Жамалова, передает Toppress.kz.
О промежуточных итогах исполнения поручений Главы государства по совершенствованию законодательства в сфере ГЧП рассказал вице-министр национальной экономики Ильяс Усеров.
«Президентом на встрече с представителями отечественного бизнеса 21 января 2022 года поручено выработать новые подходы к механизмам ГЧП с целью недопущения их использования для ухода от процедур государственных закупок и обеспечения сбалансированного распределения обязанностей, обязательств, гарантий, рисков», – сказал Ильяс Усеров.
Одной из инициатив является предложение Агентства по защите и развитию конкуренции РК и Министерства национальной экономики по обязательному согласованию республиканских проектов ГЧП.
«Зачастую при реализации проектов создается скрытая монополия, а 40% проектов – это прямые переговоры. Происходит игнорирование процедуры закупа, и партнер становится привилегированным на 25 лет и остальные не могут попасть на рынок. Это эффективный рычаг, чтобы избежать монополии», — отметил заместитель директора Департамента финансовых рынков и иных отраслей Агентства по защите и развитию конкуренции РК Тимур Отаршинов.
Депутат Мажилиса Аманжан Жамалов подчеркнул, что предложение по согласованию противоречит посланию Главы государства, в котором говорится об искоренении на системном уровне чрезмерной бюрократизации, которая серьезно тормозит развитие страны.
Руководитель Ассоциации экспертов ГЧП Арман Тлеубаев в выступлении отметил, что есть принципы и признаки ГЧП согласно которым конкурсная основа распространяется на конкурс и прямые переговоры.
«Реализация проектов ГЧП осуществляется в тех сферах, где традиционно есть ответственность государства, это общественные услуги, социальная сфера либо монопольные услуги. И говорить о какой-то концентрации монополии достаточно некорректно. В подзаконных актах механизм согласования с заинтересованными госорганами имеется», – отметил Арман Тлеубаев.
Представитель Казахстанской Ассоциации автоматизации и робототехники Талгат Балкияев добавил, что механизм ГЧП должен рассматриваться как инструмент инвестиций в традиционную сферу ответственности государства. Исключение прямых переговоров по определению частного партнера вызвала негативную реакцию со стороны бизнеса.
Госорган предложил сохранить право на определение партнера путем прямых переговоров только для Главы государства.
«Насколько взвешено предложение о том, что прямые переговоры разрешаются только по поручению Главы Государства? Если мы Главу государства еще в Байтерек Самрук-Казына включим, то возникает резонный вопрос зачем нам правительство? Насколько это целесообразно? Придать значимость тому или другому решению?», — задал вопрос председатель Совета.
Учитывая, негативную реакцию бизнеса, председатель Совета Аманжан Жамалов, подчеркнул, что слепое копирование зарубежного опыта не даст высокого результата.
«Есть же разница между частной инициативой и прямыми переговорами. Кроме того, надо учитывать особенности страны и развития предпринимательства в ней», — подчеркнул Аманжан Жамалов.
Также председатель Совета Аманжан Жамалов отметил, что необходимо еще раз посмотреть предложения и сбалансировано распределить обязанности, гарантии, риски и доходы.
«Многие инициативы хорошие, но требуют доработки. Думаю, что мы повторно их еще обсудим. Что касается предложения по отказу от прямых переговоров, предлагаю пересмотреть предложение с учетом поручений Главы государства и всех замечаний бизнеса», — подытожил Аманжан Жамалов.