Суд огласил приговор по делу о крупных кражах нефти в Актюбинской области, сообщает SputnikКазахстан. В хищениях подозревали членов организованной преступной группировки “Четыре брата”.
В чем обвиняли подсудимых
26 человек отправились за решетку, среди них криминальный авторитет из “Четырех братьев”, наводивший ужас на Казахстан, и его покровитель — полковник полиции из министерства внутренних дел.
Материалы уголовного дела составили почти 300 томов, а обвинительный акт на 180 листах зачитывался гособвинением на протяжении двух дней. На краткое оглашение приговора у судьи ушло три часа.
Суд признал членов группировки виновными в воровстве нефти, рейдерстве, вымогательстве, незаконном приобретении и хранении оружия. Среди осужденных бывший замначальника управления криминальной полиции МВД Казахстана Рахмет Аханов. Как сказано в приговоре, он делал ОПГ “крышу”, покрывая воровство нефти.
Кто создал и руководил ОПГ “Четыре брата”
Главой ОПГ “Четыре брата” следствие и прокуратура считают Еркина Избасара, он получил больше всех — 12 лет колонии. Избасар долгие годы прикован к инвалидной коляске. ОПГ под названием “Четыре брата” он создал в 2003 году, находясь на условном сроке за совершение особо тяжкого преступления. На процессе о хищениях нефти его защищали пять адвокатов. В ответ на предъявленные обвинения Еркин Избасар пытался в суде отрицать свою причастность к созданию ОПГ, ссылаясь на то, что инвалид априори не может участвовать в криминальном промысле.
Бизнесмены, нефтяники и предприниматели осуждены по делу о хищении нефти в Кызылорде
Другие члены группировки приговорены к лишению свободы сроком от девяти до 11 лет с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности.
Преступления криминального авторитета Еркина Избасара
Избасар и других обвиняемых по этому делу спецслужбы задержали 7 декабря прошлого года в ходе спецорперации. Группа в промышленных масштабах воровала сырую нефть с месторождений Актюбинской области. Краденая нефть затем поступала на небольшие нефтеперерабатывающие заводы. Оттуда под видом печного топлива нефть за полцены продавалась дальше.
Среди обвинений, за которые получил срок Еркин Избасар, приобретение и хранение нескольких нарезных пистолетов со сбитыми номерами и патронами для нужд его ОПГ. Оружие он хранил у себя дома. Как доказало следствие, оно активно использовалось ОПГ в своих преступных целях, в основном для устрашения жертв.
По одному эпизоду обвинению лидера ОПГ “Четыре брата” признали виновным, но дело прекратили в связи с истечением срока давности. В 2004 году Избасар и его подельники узнали, что актюбинец по фамилии Нурманов, хочет создать свою ОПГ для передела сфер влияния в преступной среде Актюбинской области. Избасар предположил, что новая ОПГ приведет к потере сфер влияния его группировки, в связи с чем существенно упадут криминальные доходы.
Поэтому лидер “Четырех братьев” решил организовать акцию возмездия. Получив информацию о том, что его “конкурент” находится в Алматы, Избасар с преданными ему людьми поехал туда. За Нурмановым началась слежка. Его решили “наказать”, когда 20 января он ехал с катка “Медеу”.
В 19:00 подручные Избасара попытались остановить машину Нурманова, в которой он ехал с двумя своими друзьями. Подручные Избсара, как сказано в обвинении, пытались даже протаранить машину жертвы, но безуспешно. Нурманов успел заехать в город и попытался оторваться от преследователей, петляя по улицам. Он бросил автомобиль на улице Навои и с друзьями бросился бежать. Однако уйти от погони ему не удалось.
Десять человек задержаны по подозрению в хищениях нефти на юге Казахстана
Как сообщили сторона обвинения, настигнув жертву во дворе одного из домов подручный Избасарул 11 раз ударил Нурманова ножом в ногу, а затем несколько раз выстрелил в нее из пистолета. Пригрозив “конкуренту” и его подруге расправой, Избасарулы и его подельники скрылись.
Кроме того, в числе преступлений, за которые получил срок Избасар и его подручные, есть эпизод с вымогательством. Он относится к 2010 году. Тогда к Избасару обратился за помощью актюбинец, которому должник не хотел отдавать 8,5 миллиона тенге. Оценив ситуацию, Избасар согласился помочь. После “наезда” должник не только вернул долг, но и безвозмездно передал ОПГ свое имущество на 19 миллионов тенге.
Другой подобный эпизод дела случился в 2011 году. Как сказано в материалах дела, Избасар тогда жил в Москве. По телефону его подельники “доложили” ему, что директор ТОО “Кернеу” Ихласов должен главному энергетику НГДУ “Кенкиякнефть” (предприятие принадлежит АО “СНПС Актобемунайгаз”) Ульданову три миллиона тенге за “оказанную услугу в решении вопроса по тендеру”.
Ихласов деньги отдавать не хотел. Как заявил в суде прокурор, Избасар послал подручных разобраться с предпринимателем. Однако вымогательства не получилось, так как бизнесмен заявил в полицию — от него отстали.
Столкнувшись с неудачей, Избасар решил получить те самые три миллиона с… главного энергетика Ульданова. Энергетику “предъявили”, что из-за провала операции по “взысканию” трех миллионов тенге у ОПГ появились “репутационные издержки”. Чтобы “исправить ситуацию”, с Ульданова потребовали полмиллиона тенге, которые он, опасаясь за свою жизнь, отдал вымогателям.
Как банда “Четыре брата” начала зарабатывать на нефти
В 2014 году группировка Избасара, как сказано в приговоре, решила сменить профиль. Было принято решение взять шефство над всеми региональными нефтеворами.
ОПГ “Четыре брата” обложила данью актюбинцев, которые воровали нефть с месторождений, в основном это было в Байганинском районе. Нефтеворы платили процент с каждого литра украденной нефти.
Кроме того “братья по криминалу” взяли под контроль местных жителей, которые воровали нефть как с заброшенных, так и с действовавших месторождений. Сколько всего нефти было украдено группировкой, точно не знает никто.
Кто состоял и кто работал с ОПГ “Четыре брата”
Помимо обычных водителей, которые возили украденную нефть, в ОПГ вошли операторы месторождений ТОО “Сагиз Петролеум” и АО “СНПС Актобемунайгаз”, откуда похищалось “черное золото”. Они получали по шесть тенге с каждого украденного литра нефти. Для того чтобы машины с краденой нефтью не задерживала полиция, к делу привлекли замначальника департамента внутренних дел Актюбинской области Рахмета Аханова. За свои услуги полковник ежемесячно получал “откаты” в 300-400 тысяч тенге.
Получая вознаграждение, Аханов исполнял следующую роль: когда полицейские задерживали транспорт с нелегальной нефтью, с ними связывались водители машин и вопрос немедленно решался – нефтевозы пропускали дальше. Арестовали Аханова, когда он трудился уже в министерстве внутренних дел заместителем начальника департамент криминальной полиции.
Суд приговорил Аханова к пяти годам и трем месяцам колонии за злоупотребление должностными полномочиями, а также лишил его звания половника полиции.
Кроме того, ОПГ вышла на уроженцев Байганинского района, которые передавали группе информацию о заброшенных нефтескважинах. Нефть добывалась на скважинах и месторождениях круглосуточно, а вывозилась проселочными дорогами. По подсчетам следствия, ОПГ ежегодно добывала больше нефти, чем все нефтедобывающие предприятия области.
Водителей, которые перевозили краденую нефть, суд приговорил к пяти годам лишения свободы, но применил амнистию. В связи с этим родственники подсудимых надеялись на то, что их родных отпустят. Однако с учетом амнистии срок сократился более чем на год, но подсудимых все же лишили свободы. Отбывать наказание они будут в колонии средней безопасности.
Суммируя сроки осужденных, выходит, что участников масштабных хищений нефти приговорили более чем к 100 годам лишения свободы.