Казахстанская армия является достаточно большой по своей численности, и среди военнослужащих, которые стоят на защите своей Родины часто встречаются герои, которые спасают жизни другим людям, а также те, о ком говорят во всем мире. Наша редакция продолжает цикл материалов "Армия в лицах", где мы рассказываем о жизни военнослужащих и их успехах не только на службе, но и в жизни.
Максут Жумаев – известный казахстанский альпинист, который совершил восхождение на все восьмитысячники мира без использования дополнительного кислорода. Помимо этого, Максут является офицером Центра горной подготовки Министерства обороны Казахстана, где он совместно с коллегами готовит военнослужащих для прохождения действий в горной местности.
О плюсах службы, о том, как готовят военнослужащих для преодоления преград в одной из самых непредсказуемых местностей и о переживаниях, кем станут его дети, когда повзрослеют, Максут Жумаев рассказал в интервью корреспонденту Toppress.kz.
Разговор с Максутом начался совсем не типично для стандартного интервью. Вопрос задал он сам. Ты знаешь, чего боятся альпинисты? – спросил Максут.
Так началось наше интервью.
– Прошедшей ночью мне приснился сон, я не могу сказать, что он был тревожным, но странный осадок внутри меня остался. Мы пошли на восхождение, мне нужно было пройти и разведать маршрут. Я ушел, и не вернулся. Мне очень хотелось вернуть обратно время, не идти на это восхождение, но не было возможности вернуть всё назад. Я проснулся с чувством, что мне не хочется умирать. Когда я находился в горах 20 лет назад, строил карьеру, я не думал об этом. Я не боялся смерти. Да, всегда есть вероятность смерти в горах, но мы всегда шли с уверенностью, что с нами это никогда не случится. Ведь мы анализировали каждый момент не только в первом приближении к вершине, но и во втором, и третьем.
После моего сна, мне вспомнились мои коллеги, которых уже нет с нами. Они всегда служат напоминанием через своих жен, детей, которые улыбаются и живут. Их дети растут с пониманием, что папа уехал в командировку и не вернулся, они знают, что их папа погиб в горах, но жизнь продолжается, они живут.
Раньше я ни с кем не делил свою жизнь. Это была только моя жизнь, и ничья больше. Сейчас у меня трое детей, я отдаю им свою жизнь, эмоции, силы, свой опыт, свои объятия, и понимаю, что я старею, и жизнь утекает. Этим утром я понял – больше всего альпинисты боятся смерти.
– Максут, горы – это одна из самых непредсказуемых стихий. Как вы готовите подразделения горной подготовки в Вооруженных Силах?
– Подготовка военнослужащих горных подразделений требует не только хорошо подготовленных инструкторов, которые работают с бойцами. От самих военнослужащих также требуется отличная физическая подготовка, хорошее здоровье и психологическая устойчивость. Горы это местность, где военнослужащий должен быть максимально осторожным и на это есть несколько причин. При организации тренировочного процесса подразделений, нужно быт осторожным, так как при неосторожности к пострадавшему сложно будет попасть медикам и спасателям. А например в условиях боевых действий, противник может затаиться в горах где угодно. Именно поэтому, отбор для службы в горных подразделениях очень избирательный и сложный.
– Проводятся ли какие-то совместные учения с другими странами для военнослужащих горных подразделений?
– Конечно, мы часто проводим совместные учения с Российской Федерацией и Узбекистаном, как на территории наших стран, так и на их территории. Помимо этого, на протяжении нескольких лет, наши военнослужащие принимают участие в конкурсе "Эльбрусское кольцо", которое проводится в рамках Армейских игр. На конкурсе военнослужащие показывают работу в команде, взаимовыручку, смекалку, умение вести себя в горах, ну и конечно, это отличный обмен опытом, потому что ежегодно участие в состязаниях принимают горные подразделения минимум из 12 стран.
– А какие успехи у наших военных при участии в "Эльбрусском кольце"?
– Ежегодно наша команда возвращается с призовыми местами после восхождения на Эльбрус. К сожалению, пока нам не удалось завоевать первое место состязаний, но "серебро" и "бронзу" мы привозим домой исправно.
– Насколько я знаю, на юге страны есть еще одно уникальное подразделение "горно-егерский полк". Правда ли что на службе у подразделения стоят настоящие кони?
– Да, действительно в Вооруженных Силах существует и такое уникальное подразделение, как горно-егерский полк. Боевые кони действительно несут дежурство наравне с военнослужащими. Подразделение предназначено для патрулирования труднодоступных мест, где не сможет проехать никакая техника. Специально обученные кони с легкостью могут патрулировать горную местность. Более того, животные настолько умны, что они не боятся шума и хорошо понимают команды и даже могут притвориться "мертвыми", если есть необходимость. Так что, службу в горной местности несут не только военнослужащие.
– Максут, нас читают многие молодые люди, которым только предстоит определиться с профессией, расскажите о плюсах воинской службы?
– Я считаю, что сегодня быть военнослужащим это престижно и это не просто слова. Сейчас, государство делает все возможное для повышения престижа службы в армии, и это не красивая реклама на баннерах. Государство с каждым годом все больше заботится о самом военнослужащем и его семье. Помимо конкурентной заработной платы, мы имеем отличный социальный пакет. Предусмотрена возможность покупки собственного жилья, дети могут посещать бесплатные секции, есть возможность повышения квалификации при поступлении в Национальный университет обороны. Плюсов много, но и нужно понимать, что служба в рядах Вооруженных Сил это и огромная ответственность. Когда ты надеваешь военную форму, ты являешься примером не только для своих детей, но и для всех окружающих и твое поведение будет определять уважение к армии со стороны гражданского населения. Для молодых людей сейчас есть все условия для того, чтобы они могли связать свою жизнь с армией. Это обучение в школе "Жас улан", затем поступление в военный университет на профессию, которой он хочет овладеть, не стоит забывать и об еще одном учебном заведении как Кадетский корпус, где воспитывают будущих сержантов. Главное, это желание связать свою жизнь с армией.
– Возвращаясь к теме гор, скажите, если Ваша дочь придет к Вам и скажет: папа я хочу в альпинизм. Что Вы ей ответите?
– Наверное, я расскажу ей про женскую альпинистскую команду Эльвиры Шатаевой (в 1974 году Шатаева возглавила альпинистскую группу из восьми женщин, планировавшую траверс массива пика Ленина. После достижения вершины вся группа погибла во время спуска с вершины из-за разразившейся непогоды – прим. автора). Я расскажу как сложно девушкам в альпинизме не с точки зрения физиологии, а с точки зрения мужского эгоизма. Найти альпиниста мужского пола, который сможет реально работать и не заморачиваться на человеческие слабости – невероятно сложно. Джентльменов в горах мало. В основном проще сказать – не бабское это дело. Проще сказать девушке: Здесь мужики ломаются, кому и что ты хочешь доказать?
Для начала я должен понять, зачем моя дочь хочет в альпинизм? Что она хочет этим доказать? Доказать что-то папе? Найти там такого же, как папу? С дочерью я первое время пытался быть строгим, но потом жена меня остановила, сказала, что я должен быть с ней ласковым, должен ей все прощать. У нее будет такое же отношение к мужчинам, как я сейчас к ней отношусь. Моя задача как любящего отца, попробовать залезть в голову к дочери и найти ответы на эти вопросы. Просто сказать нет, это не ответ. Нужны альтернативы. Но скажу честно, мне не хотелось бы, чтобы мои дети занимались альпинизмом.
– На последок, озвучьте свою мантру, что Вы говорите себе перед восхождением?
– Я не иду покорять Вершину. Я иду к ней в гости с чистым сердцем.