<div class="article__body"><form id="form1" action="PrintTextItem.aspx?pid=-444&fid=926948&username=a.baymuldinov&domain=WIN-D7ND41MB6H2" method="post" name="form1"><strong>Всего за четыре месяца деятельности Межведомственной комиссии по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов Казахстаном из зарубежных юрисдикций возвращено активов на сумму более чем 173 млн долларов, передает <a href="https://toppress.kz/">Toppress.kz</a> со ссылкой на <a href="https://kazpravda.kz/">Кazpravda.kz.</a> </strong> В сравнении с другими странами – членами ШОС это довольно хорошие показатели. Так, в Республике Узбекистан возвращены активы на сумму порядка 20 млн долларов, а Россия в текущем году репатриировала более 3,5 млн долларов. Если же говорить в целом, то, как отметил на заседании генпрокуроров государств – членов ШОС Генеральный прокурор РК Берик Асылов, по оценкам ООН, в мировом масштабе ежегодно отмывается около двух триллионов долларов США, а годовой объем оттока незаконного капитала из развивающихся стран составляет порядка одного триллиона долларов. Дискутируя на тему возврата активов из-за рубежа, участники отмечали, что сама процедура возврата похищенных активов является очень сложным и длительным процессом. Так, дополнительный генпрокурор Индии Шри Тушар Мехта сообщил, что, несмотря на наличие международной и национальной законодательной базы Индии, в вопросах возврата преступных активов существуют практические и процедурные «узкие» места, которые занимают много времени и затрудняют работу. По его мнению, для преодоления этих проблем необходимо использовать межведомственный и межюрисдикционный подход, создавать региональные сети, направленные на более эффективное обнаружение, отслеживание и возвращение активов, а также сбор доказательств. Для этого сотрудничество должно включать в себя неформальное⁄предварительное взаимодействие. Генеральный прокурор Китая Чжан Цзюнь указал на то, что с внедрением сетевых информационных технологий в финансовых сферах трансграничный перевод незаконных активов становится все более скрытым, а выявление, конфискация и возврат преступных денежных средств – трудными, и это стало общей проблемой социального управления во всем мире. В частности, в КНР была создана строгая внутренняя правовая система по конфискации преступных доходов, что эффективно решило вопрос о взыскании преступных доходов при разделении «лиц» и «активов». На национальном уровне создан единый рабочий механизм по противодействию коррупции, розыску беглецов и возврату активов. Генпрокурор Кыргызской Республики Курманкул Зулушев проинформировал, что на практике в большинстве случаев они наблюдают: в среднем с момента обнаружения и замораживания активов и возврата их в страну происхождения уходит от трех до пяти лет, а иногда этот процесс занимает более длительные сроки. Немало на заседании говорилось о важности координации данной работы на всех этапах деятельности правоохранительных органов и ведомств по возврату преступных активов. Так, дополнительный генеральный прокурор Пакистана Рашдин Наваз Касури рассказал, что после принятия закона о борьбе с отмыванием денег в 2010 году для усиления координации между всеми правительственными ведомствами в их государстве было создано подразделение по возвращению активов. Его задача – оказание помощи правоохранительным и другим соответствующим учреждениям в отслеживании новых случаев и репатриации незаконно приобретенных офшорных активов. Генпрокурор Узбекистана Нигматилла Юлдашев сообщил, что в их стране координацию действий национальных компетентных государственных органов по решению комплекса вопросов, возникающих в процессе возврата активов, обеспечивает Межведомственная комиссия под руководством генеральной прокуратуры. Как и в Казахстане, этой комиссией рассматривается широкий круг вопросов, включая подготовку изменений в нормативные акты. По его словам, одной из проблем в процессе возврата средств является доказывание связи активов с преступлением, поскольку они перемещаются по тщательно отработанным преступным схемам, включая офшорные центры, корпоративные трансферы, номинантов и посредников, проходят финансовые операции по отмыванию и запутыванию их происхождения. Своим опытом на заседании поделился и генпрокурор Российской Федерации Игорь Краснов, который сказал, что в России для противодействия незаконному перемещению капиталов за рубеж и их возврата выстроено межведомственное взаимодействие органов финансовой разведки, следственных и оперативных подразделений, проводящих анализ больших массивов данных (Big Data) о банковских транзакциях, в том числе о подозрительных операциях. </form></div>