
В августе 2021 года в воинской части в Жамбылской области произошла серия взрывов на складах. В СМИ эта тема утихла, времени прошло достаточно, поэтому можно взглянуть на ситуацию еще раз и на основании открытых данных рассказать, что это было и где искать виноватых. Редакция Toppress.kz приводит сокращенный текст аналитического материала редакции портала Spik.kz.
Каким был урон
Главное следствие взрывов и в Арыси в 2019 году, и в Байзакском районе Жамбылской области в 2021-м, которое описывали и СМИ, и местные жители – это разрушения зданий. Но, хотя говорилось именно о разрушениях, и фотографии, и сами свидетельства очевидцев говорят: в Арыси полностью разрушенными оказались лишь старые саманные строения. Применительно к Арыси популярные тогда заявления, что «город разбомбили», «город взлетел на воздух» и так далее, абсолютно не соответствуют действительности.
В остальном, особенно в округе воинской части в Жамбылской области, полных разрушений не было – фиксировались отдельные повреждения окон и покрытий на крышах из-за взрывной волны.
Простой пример: о незначительности повреждений домов говорит тот факт, что жители, покинувшие дома, смогли вернуться в них в Арыси через три дня – когда саперы очистили окрестности от остатков снарядов. В Байзакском районе все произошло быстрее – через день. При этом государственные учреждения, местный акимат, школы и детские сады продолжали работу без перерывов.
Это подтверждает тот факт, что разрушения от ЧП в воинской части в Жамбылской области были не такими значительными, как их описывали.
А кто виноват
Факт – пострадали строения вблизи воинской части. Но то, как они там появились в нарушение требований безопасности – вопрос отдельный. И адресовать его нужно не военным, а гражданским чиновникам, которые ведут надзор в сфере строительства и выдают разрешения на возведение домов.
Судя по составу жертв трагедии и в Арыси, и в Байзакском районе, основной удар приняли на себя именно военные. Они всеми доступными средствами предотвратили жертвы среди мирного населения, то есть основную миссию – обеспечение безопасности мирных жителей – выполнили. (Об этом говорили и различные эксперты, например, здесь). А вот к АО «НК «Казахстан Инжиниринг», АО «Казтехнология» и РГП на ПХВ «Казспецэкспорт» есть вопросы. Например, можно ли оставлять такой важный вопрос как утилизация и продажа старых боеприпасов на контроле по сути малоэффективных нацкомпании?
Безусловно, каждая человеческая жизнь важна и является одной из высших ценностей гражданского общества. Тем не менее и в военном деле, и в гражданской жизни существует понятие «допустимые» или «планируемые» потери. Это официально. А неофициально профессионалы в любой области часто оценивают соотношение масштаба происшествия или боевых действий и количество жертв и применяют оценку «большие» или «малые» потери.
К слову о взрывах в Арыси. Как сообщали СМИ, в результате возникшего пожара там взорвалось несколько десятков тысяч тонн различных боеприпасов (в основном артиллерийских и реактивных), фрагменты от которых могут разлетаться на большие расстояния. Об этом подробно рассказал в интервью один из военных ветеранов. Для справки: в результате взрывов в порту Бейрута погибло больше 200 человек при том, что по оценкам специалистов, мощность в тротиловом эквиваленте в Бейруте была в разы меньше чем в Арыси. Там погибло 3 человека: двое военных, тушивших пожар и один местный житель, наблюдавший со стороны за фейерверком.
Также бросается в глаза разница в подаче информации о происшествиях в СМИ. После взрывов в Арыси медиа писали на эту тему больше месяца. Даже стартовала общенациональная кампания «Мы вместе!» («Біз біргеміз!») со сбором средств, привлечением всех регионов к восстановлению и освещением в массмедиа.
В случае с Байзакским районом, при почти полной схожести ситуации, степень освещения сильно отличалась. Информационная «волна» сохранялась не более недели – при том что погибших было больше. Самой главной новостью, к слову, стали не факты вокруг самого взрыва, а то, что министр обороны сам решил подать в отставку. После этого шум вокруг темы практически сошел на «нет».
Лица, знакомые с ситуацией и пожелавшие сохранить анонимность, отмечают, что разница заключается в мотивах властей.
В июне 2019 года нужно было отвлечь внимание народа от чего-то такого, что могло определить и повлиять на информационную политику властей. А лучшего способа отвлечь внимание и недовольство людей, чем попытаться объединить их вокруг «общей беды» трудно найти, – говорит один из источников.
С другой стороны, очевидно, во время ЧП в Жамбылской области подобной необходимости не было – отсюда и разница в освещении. А это один из важных вопросов в ситуации вокруг взрывов в Арыси и Байзакском районе.
В последнее время все больше экспертов, включая как российских, так и антироссийских, высказывают мнение о том, что оба поджога были умышленными.
Но если это так, то заинтересован ли кто-нибудь в раскрытии и доказывании этой версии? Удобна ли она для тех, кто имеет отношение и может повлиять на расследование? Это ещё один большой вопрос.